Первый век по Рождестве Христовом - время структурного оформления Христианской Церкви, возникновения ее традиций и обычаев. Этот процесс не всегда был мирным. Древняя Христианская Церковь состояла из представителей двух лагерей, которые до Рождества Спасителя находились в состоянии вражды друг с другом. Тем не менее, проповедь Христа объединила евреев и бывших язычников. Что было крайне непросто. Ветхозаветный закон прямо запрещал евреям общаться с язычниками, отделял их от прочих народов. Имелись случаи, когда неевреи присоединялись к Ветхозаветной церкви. В данном случае они именовались прозелитами, что в переводе с греческого означает – «обращенный, нашедший свое место». Став прозелитами, бывшие язычники могли входить на территорию Иерусалимского храма, но по-прежнему не считались полноценными иудеями и не принимались еврейской средой. Разделенность между евреями и бывшими язычниками была преодолена лишь благодаря пришествию Иисуса Христа и деятельности его учеников-апостолов. Первоначально Христианская проповедь была адресована только евреям, но довольно скоро апостолы стали рассказывать о Спасителе и язычникам. Апостольский собор 50 года, проходивший в Иерусалиме, уровнял евреев и прочие народности. Решением собора в Христианской Церкви были отменены пищевые ограничения иудаизма, обрезание мужчин, соблюдение покоя в субботу. И самое главное - было показано, что национальная принадлежность теперь вовсе не является критерием принадлежности к Церкви. Решение апостольского собора входило в жизнь с большими трудностями - многие евреи-христиане желали сохранить свои прежние обычаи и требовали их соблюдения от христиан из язычников. Это периодически приводило к конфликтам. Разрешать их (эти конфликты) приходилось святым апостолам. Так, апостол Павел неоднократно и в устной форме, и через послания призывал христиан разных городов Римской империи к миру между собой. В частности, этой теме посвящено послание апостола Павла к римлянам, отрывок из которого читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 14.6 кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. 14.7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 14.8 а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,– всегда Господни. 14.9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
В прозвучавшем отрывке из своего послания к римлянам апостол Павел говорит об одном из проблемных моментов в отношениях между крещеными евреями и христианами из язычников. Выходцы из иудейской среды, приняв учение Спасителя, тем не менее, настаивали, чтобы все христиане в обязательном порядке соблюдали и еврейские обычаи. Речь шла, например, о соблюдении дополнительных постных дней. Христиане с древних времен стали соблюдать пост в среду, день взятия Спасителя под стражу, и в пятницу, день Его казни. Евреи-христиане призывали поститься не два, а более дней в неделю. Апостол Павел призывает христиан из евреев к умеренности и просит их не делать свой духовный опыт общеобязательным. Павел указывает на то, что главным и единственным судьей человеческой жизни является только Бог. Если христианин желает усердно трудиться для Господа, это, безусловно, похвально, но это не означает, что он имеет право навязывать свой духовный путь кому-либо. Свобода для Павла неотъемлемая часть духовной жизни. Апостол делает вывод, что если поступок христианина не противоречит совести, а также заповедям Божиим, но он (поступок) непременно будет Богом благословлен. А это, в свою очередь, даст христианину чувство радости - важной для апостола Павла составляющей духовной жизни.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.