Послание к Евреям святого апостола Павла. Глава 10, стихи 32-38.
Древний богослов и мыслитель Тертуллиан воскликнул однажды: «Кровь мучеников - семя христианства». Данное высказывание очень верно описывает ситуацию, в которой находились христиане Римской империи в течение первых трех веков по Рождестве Христовом. С одной стороны, христиане в империи были гонимы и преследуемы. С другой стороны, чем сильнее становились гонения, тем активнее учение Спасителя распространялось по территории Рима. Многие жители империи, видя мужество последователей Христа, их бесстрашие перед мучительными казнями, сами принимали крещение. Наиболее обширные преследования христиан осуществляло в тот исторический период само римское государство, которому не нравилось, что ученики Спасителя не почитают императора в качестве бога. Меньшими по размаху, но отнюдь не уступавшими по своей жестокости были гонения на учеников Спасителя со стороны иудеев в Палестине. Фарисеи и саддукеи, отправившие Христа на казнь, делали в первом веке все, чтобы на Святой земле не осталось последователей Христа. Апогеем их губительной деятельности стало убийство святого Иакова Праведного, первого главы Иерусалимской Церкви. Ни в чем неповинного Иакова фарисеи и саддукеи сбросили с крыши храма Соломона, а затем еще живого добили камнями. Христиане Палестины были в ужасе от произошедшего. Некоторые из них, боясь повторить участь Иакова, стали возвращаться в иудаизм. Стремясь предотвратить распад Иерусалимской Церкви, христианам Иерусалима направил послание апостол Павел, находившийся в тот момент в римской тюрьме. Текст послания Павла сохранился до наших дней и вошел в состав Библии под названием «Послание к евреям». Отрывок из него читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья 10.32 вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 10.33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; 10.34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. 10.35 Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. 10.36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 10.37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. 10.38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
В прозвучавшем отрывке апостол Павел воодушевляет христиан Палестины и призывает их не отказываться от веры в Спасителя. Павел, конечно, соглашается с тем, что смерть Иакова была ужасной, но напоминает своим читателям, что это событие стоит в ряду аналогичных и не менее скорбных. Трудно посчитать, сколько последователей Христа в Палестине было убито, лишено крова и имущества в период до 70 года, когда Иерусалим был разрушен римлянами. Павел прекрасно знал о чем писал - ведь он сам, до чудесного обращения в христианство по дороге в Дамаск, был гонителем учеников Спасителя. Апостол призывает христиан Палестины вспомнить о пережитом, набраться мужества и смело встретить преследования. Ведь, по его словам, стойких в вере Бог непременно наградит и в этой жизни, и в жизни посмертной. В прозвучавшем отрывке из послания Павел восклицает: «еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит». Слова апостола оказались пророческими – за убийство Иакова и прочих христиан Бог покарал иудеев. Устроив бунт против Рима, они вынудили империю штурмом взять Иерусалим и разрушить его. Разрушению подверглась и главная святыня иудаизма - храм Соломона. Евреи стали народом рассеяния без видимого духовного центра. Ужасную катастрофу благополучно пережили лишь те жители Палестины, кто сохранил веру во Христа. Христианство выжило и впоследствии заместило собой все прочие религии Рима, что явно свидетельствует об особом благоволении Бога.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница