Послание к Евреям святого апостола Павла. Глава 3, стихи 12-16
В первом веке Иерусалимская община имела в христианской Церкви совершенно особое значение. Последователей Спасителя, живших в Палестине, христиане из других регионов Римской империи считали настоящими счастливцами. Ведь им, жителям Палестины, было дано своими глазами видеть Иисуса Христа, быть свидетелями Его чудес, слушать проповеди Спасителя. Христиане Палестины были настолько вдохновлены учением Сына Божия, что пытались еще здесь, на земле, построить подобие Царства Небесного. Не в смысле житейского счастья или благополучия, а в смысле добродетельной жизни каждого, кто считал себя христианином. Члены Иерусалимской общины отказывались от частной собственности, делились всем имеющимся с другими христианами, жили полностью предав себя в руки Бога. Подобное могло быть возможным только под руководством мудрого и благочестивого человека. Таковым стал для христиан Палестины святой Иаков, сын Иосифа Обручника от первого брака. Именно ему было поручено руководить общиной христиан Палестины, чем он усердно занимался вплоть до 62 года. В этом году Иакова, которого даже противники христианства называли «Праведником», вожди иудеев сбросили с крыши храма Соломона. После гибели святого Иакова будущее иерусалимской общины оказалось под угрозой. Евреи-христиане, ужаснувшись смерти своего епископа и опасаясь для себя подобной кончины, стали возвращаться в иудаизм. Узнав о случившейся в Иерусалиме трагедии и ее последствиях, оказать помощь христианам Палестины решил апостол Павел, в это время находившийся в заключении в Риме. Тюремные узы не помешали ему составить послание, которое было направлено в Иерусалим и впоследствии получило название «Послания к евреям». Отрывок из него читается сегодня во время утреннего богослужения:
Братья, 3.12 смотрите, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. 3.13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. 3.14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 3.15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». 3.16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
Послание апостола Павла к христианам Иерусалима не случайно было названо впоследствии «Посланием к евреям». На протяжении всего текста послания апостол Павел апеллирует к ветхозаветной части Библии, которая признается и христианами, и иудеями. Павел приводит цитаты из книг пророков древнего Израиля, являющихся подтверждением того, что Иисус Христос, отвергнутый вождями еврейского народа, и есть обещанный Богом Спаситель, Мессия. Апостол призывает евреев-христиан не поддаваться уговорам соплеменников, не верящих во Христа, утверждающих, что Мессии еще только суждено прийти. Павел прямо указывает, что Спаситель, о котором говорили пророки, уже пришел, что Он и есть Иисус Христос. Не признать этого способен лишь тот, кто сознательно противится вере во Христа. Апостол призывает христиан Палестины быть мужественными, упорно держаться веры в Спасителя, хранить в неприкосновенности обещания, данные во время таинства крещения. По его мнению, только тот наследует Царство Божие, кто был верен Христу вплоть до самой смерти. Павел напоминает евреям-христианам об одной хорошо знакомой им истории. Когда Моисей по приказу Бога вывел евреев из египетского пленения, не все представители народа Израильского были этому рады. Многие из них по причине тягостей путешествия по пустыне начинали бунтовать против Моисея, теряли веру в замысел Бога. В итоге, те из евреев, кто усомнился в Моисее и его миссии, закончили свою жизнь в пустыне. До Земли Обетованной добрались лишь те, кто стойко перенес все испытания. Говоря о тех событиях, апостол Павел в своем Послании к евреям призывает христиан быть мужественными в своей вере и помнить, что только искренне преданные Богу люди смогут войти в Его Царство вечной радости и счастья.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия