Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам. Глава 10, стихи 23-28.
Апостол Павел впервые посетил Коринф около 52 года нашей эры в рамках своего второго миссионерского путешествия по городам Римской империи. Прибыл туда он фактически вынужденно, так как не нашел отклика на свою проповедь в Афинах. Коринф был одним из самых крупных и влиятельных греческих городов Римской империи, поскольку стоял на пересечении многих торговых путей Средиземноморья. Сюда стремилось попасть множество иностранцев, желавших насладиться атмосферой древнего мегаполиса. Господствующей чертой жизни города, благодаря которой имя Коринфа вошло в историю, была роскошь и крайняя распущенность нравов его жителей. Но как ни парадоксально, именно Коринф, а не прочие, более благочестивые города империи, стал одним из мощнейших центров распространения христианства. Апостол Павел посвятил Коринфу большую часть времени своего миссионерского путешествия и впоследствии постоянно беспокоился за судьбу местных христиан. Беспокоился вполне обоснованно, так как велика еще была опасность их возвращения в язычество. В Коринфе с древних времен существовал развитый культ богини Афродиты. Ежедневно в храме богини совершались обильные жертвоприношения. Часть жертвенных продуктов доставалась жрицам, прочее направлялось на рынки для продажи или раздавалось бесплатно. Некоторые небогатые коринфяне-христиане брали у жриц идоложертвенную еду и употребляли ее в пищу. Это очень смущало их братьев по вере, особенно выходцев из иудейской среды. Многие из них утверждали, что христианину не следует вкушать пищу, освященную в честь языческих богов. Споры усиливались и превращались в противостояние, грозящее расколом в церковной общине. Не имея возможности вернуться в Коринф, апостол Павел направил его христианам послание, где среди прочих вопросов уделил место и проблеме вкушение идоложертвенной пищи. Этот отрывок читается сегодня утром в храме во время богослужения:
Братья, 23 всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. 24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. 25 Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; 26 ибо Господня земля, и что́ наполняет ее. 27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. 28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,– то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
Апостол Павел подошел к проблеме вкушения идоложертвенной пищи как мудрый педагог. С одной стороны, он подчёркивает – идолы не властны над христианином. Они – ничто перед величием Бога. Поэтому пища, освященная в храме Афродиты ее жрицами, не способна повредить христианину. Любое растение, любое животное существует на земле только потому, что так повелел Бог. Если язычники посвящают что-то своим богам – это их беда. Христианин же свободен от языческих предрассудков. Вред может принести иное. Если христианин употребляет в пищу идоложертвенную еду, повторимся, себе он не повредит. Но если он делает это на глазах у других христиан, которые брезгуют продуктами из храма Артемиды, он может смутить этих людей, ввести их в грех осуждения. Апостол Павел призывал коринфян не обижать и не смущать братьев по вере. В послании он говорит: «Если кто скажет вам: это идоложертвенное,– то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести». Замечание апостола касается не только вкушения пищи, но и поведения человека в целом. Христианину не следует смущать окружающих своими поступками, даже если они (эти поступки) делаются с чистой совестью. Ученик Спасителя не должен провоцировать других своим поведением, даже если оно оправдано благими целями. Призыв апостола Павла остается актуальным и в наши дни. Поэтому стоит запомнить главную мысль сегодняшнего богослужебного отрывка из послания апостола Павла к жителям Коринфа: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди