Первое послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам. Глава 5, стихи с 14-23.
Город Фессалоники, или как его принято называть сегодня – Салоники, стал занимать важное геополитическое положение еще в древности. Причина состояла в том, что Фессалоники располагаются на берегу Эгейского моря и еще в эпоху Античности стали считаться морскими воротами Европы. Город был основан в четвертом веке до Рождества Христова Кассандром, царем древней Македонии. В первом веке нашей эры Фессалоники, как любой крупный портовый город античности, представлял собой настоящий «плавильный котел» различных народов, культур и традиций. Здесь можно было встретить представителей почти всех регионов Римской империи. Кроме того, в Фессалониках имелась большая еврейская диаспора, сконцентрированная вокруг синагоги – места религиозных собраний иудеев. В 51 году в Фессалоники с проповедью прибыл один из наиболее ярких учеников Иисуса Христа – апостол Павел. В Фессалониках он оказался, строго говоря, вынужденно – изгнанный за свою горячую проповедь из города Филиппы. Первоначально апостол Павел традиционным для себя образом отправился в синагогу, чтобы поведать о Спасителе и Его учении своим соплеменникам, но, как это случалось ранее, на проповедь Павла откликнулись по большей части не иудеи, а язычники, которые, приняв крещение, стали основой Фессалоникийской церкви. Именно им апостол Павел направил в 52 году послание, отрывок из которого читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 5.14 Умоляем вас вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. 5.15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. 5.16 Всегда радуйтесь. 5.17 Непрестанно молитесь. 5.18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. 5.19 Духа не угашайте. 5.20 Пророчества не уничижайте. 5.21 Все испытывайте, хорошего держитесь. 5.22 Удерживайтесь от всякого рода зла. 5.23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Христианская община Фессалоник не вызывала у апостола Павла таких переживаний, как например, Коринфская церковь. Тем не менее, и здесь имелись проблемы, которые Павел постарался решить в своем послании. Христиане-фессалоникийцы очень горячо откликнулись на проповедь апостола, но некоторые из них неправильно поняли элементы христианского вероучения. В частности, слова апостола Павла о Втором пришествии Иисуса Христа и Страшном суде ими были восприняты так, как будто эти события должны состояться со дня на день. Поэтому часть христианской общины Фессалоник резко отстранилась от общественных и семейных обязанностей. Люди полагали, что если Второе пришествие состоится в ближайшее время, то их ежедневная деятельность уже не имеет никакого значения. Апостол Павел узнав о настроениях некоторых фессалоникийских христиан, призывает их одуматься и вернуться к исполнению общественных и семейных обязанностей. Он напоминает, что о дне и часе Второго пришествия известно лишь одному Богу, поэтому о конце света и Страшном суде христиане, безусловно, забывать не должны, но это не должно приводить к анархии в церковном сообществе. Кроме того, апостол подчеркивает еще одну важную мысль. Второе пришествие Христа и следующий за ним Страшный суд – грандиозные события, но христиане должны ждать их не в состоянии уныния или страха, но в спокойствии, молитве и радости, находясь в предвкушении будущей встречи со Спасителем. Поддерживать здравое настроение в фессалоникийской общине, по мысли Павла, могли помочь многочисленные духовные дарования, имевшиеся у христиан этого города. В частности, некоторые фессалоникийцы могли пророчествовать – в контексте древней Церкви, видеть грехи и добродетели других людей. Поддерживая благочестия и обличая недостатки, пророки помогли фессалонийской общине сплотиться и стать одним из центров распространения христианства в Европе.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.