В 1858 году на территории Греции произошло мощное землетрясение, в результате которого фактически прекратил свое существование знаменитый античный мегаполис - Коринф. По окончании катаклизма жители Коринфа приняли решение не восстанавливать город, а основать новый с тем же именем. Так в Греции наряду с древним Коринфом, который теперь представляет собой археологические развалины, появился Коринф новый. Молодому Коринфу не удалось повторить славу своего предшественника. Немного городов в славе и богатстве могли сравниться с античным Коринфом. Находясь на перешейке между Эгейским и Ионическим морями, Коринф древности имел сразу два порта, соединенные каналом. Город с выгодой использовал свое географическое положение, его рынки считались торговцами Средиземноморья наиболее прибыльными. К первому веку по Рождестве Христовом Коринф стал одним из богатейших городов Римской империи, одновременно снискав репутацию города неблагополучного с точки зрения нравственного состояния своих жителей. Несмотря на это, именно Коринф стал местом, где уже в первом веке появилась большая христианская община. Ее основателем стал апостол Павел, прибывший в Коринф примерно в 51 году. Впоследствии Павел постоянно заботился о судьбе Коринфской Церкви и даже направил христианам города два послания. Отрывок из первого послания к Коринфянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 1.10 умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. 1.11 Ибо от домашних ХлОиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 1.12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я АполлОсов»; «я КИфин»; «а я Христов».13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? 1.14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме КрИспа и ГАия, 1.15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 1.16 Крестил я также СтефАнов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. 1.17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. 1.18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,– сила Божия.
Причиной для написания первого послания к Коринфянам, отрывок из которого только что прозвучал, послужили настроения, начавшиеся в коринфской общине христиан. Во время своего пребывания в Коринфе апостол многих местных язычников обратил в христианство. Однако те после отбытия апостола в Эфес стали возвращаться к своим прежним обычаям. Большинство коринфян занималось торговым делом, а потому совершенно привыкло к рыночному поведению. Многие жители города, и христиане в том числе, считали допустимым решать вопросы через ругань, превозноситься друг перед другом. Если до принятия христианства коринфяне выясняли, кто из них богаче, то теперь они принялись мериться количеством благодати. Энное количество коринфских христиан считали себя последователями апостола Павла, другие полагали, что более благодатным является быть учениками апостола Петра (или Кифы, как его звали евреи). Кто-то из коринфских христиан причислял себя к приверженцам Аполлоса, еще одного известного христианского проповедника. В итоге, вместо того, чтобы быть единой Церковью коринфяне фактически разделились на мелкие секты. Апостол Павел в своем послании призывает их вновь объединиться и говорит о том, что христиане могут, конечно, иметь различных учителей и наставников, но главой своей должны почитать только Христа и через веру в Него находить единство друг с другом. Павел также призывает коринфян не позорить своим поведением христианскую религию в глазах язычников, которые увидев разделения в коринфской общине, могут принять учение Спасителя за пустое лжеучение. Необходимо отметить, что призыв апостола Павла возымел действие - Коринфская Церковь преодолела возникшие внутри нее разделения и долгие века оставалась авторитетным христианским центром Средиземноморья.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди