Греческий город Коринф имеет долгую и богатую историю. Согласно античному писателю Гомеру, коринфяне входили в состав войска царя Агамемнона и вместе с ним участвовали в осаде города Троя. Коринф был богатым и гордым городом. За что и был разрушен римскими войсками в середине второго века до Рождества Христова. Коринфяне противились вхождению в состав империи, а потому римский военачальник Луций Ахейский, взяв город штурмом, многих его жителей убил или отправил в рабство, а сам Коринф приказал уничтожить. Восстановить город разрешил почти через век император Гай Юлий Цезарь. По его же приказу основу населения Коринфа составили бывшие рабы – вольноотпущенники. Новые жители Коринфа с энтузиазмом взялись за его восстановление и уже к первому веку по Рождестве Христову Коринф вернул себе былую славу и величие. Население города с большой выгодой для себя использовало его географическое положение. Коринф располагался на узком перешейке между Средней Грецией и Пелопоннесом, а потом служил портом сразу для двух морей – Ионического и Эгейского. Коринф в первом веке был очень богатым городом. Вместе с тем, за ним вполне оправданно закрепилась дурная слава места порочного и разгульного. В центре Коринфа находился храм языческой богини Афродиты, жрицы которой по сути являлись девицами легкого поведения. Однако же именно в Коринфе в первом веке зародилась христианская община, которая впоследствии только умножалась и благодаря которой Коринф потерял со временем свою дурную репутацию. Основателем Коринфской Церкви стал апостол Павел. Прибыв в город примерно в 52 году, он полтора года проповедовал Христа местным жителям, а затем направил коринфским христианам послание. Отрывок из первого послания к коринфянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 4.9 нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 4.10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 4.11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 4.12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 4.13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. 4.14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 4.15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 4.16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Первоначально апостолу Павлу казалось, что христиане Коринфа, горячо принявшие проповедь об учении Христа, также горячо и усердно будут следовать заповедям Спасителя. К сожалению, апостол ошибался. Стоило ему только покинуть Коринф, как среди местных христиан начались нестроения. Не имея возможности вернуться, Павел направил своим коринфским ученикам послание, в котором довольно жестко осуждает их поведение. Коринфские христиане посчитали, что имеют право не соблюдать строгие правила христианской морали. Некоторые из них вернулись к почитанию Афродиты, а через это и к многочисленным порокам языческой жизни. При этом коринфяне оправдывали себя тем, что Иисус Христос милостив и прощает людям их грехи. Апостол Павел был чрезвычайно возмущен тем, как стали жить христиане Коринфа и как они исказили понимание его проповеди. В своем послании Павел призывает коринфян одуматься и сравнивает их образ жизни со своим. Апостол пишет, что в то время, как он трудится на поприще проповеди, за которую его гонят, бьют, злословят, коринфяне заставили свою совесть молчать и пребывают в неге греховной жизни. Павел пытается достучаться до сердец своих читателей в Коринфе и напоминает им о том, что жизнь христианина непосредственно связана с внутренним трудом над собой, итогом которого является свобода от греха и радость пребывания с Богом. Апостолу Павлу удалось в конце концов вернуть коринфян на путь христианской морали, о чем мы узнаем из его второго послания к коринфским христианам.
Приютили бабушку
Жалея по-настоящему, ты чувствуешь чужую боль как свою и спешишь помочь, потому что не можешь по-другому. Вот, как супруги Ревуновы из Новосибирской области, о которых мне рассказала знакомая журналистка. Александр и Елена взяли к себе жить старенькую бабушку-соседку — просто пожалели её.
Эта бабушка, Анна Васильевна Поспелова, прожила нелёгкую жизнь. Работала в колхозе, во время Великой Отечественной войны трудилась для фронта. Как многие вдовы в то время, одна тянула хозяйство. Воспитала единственного сына, но он не смог стать ей опорой — умер молодым. И когда в семьдесят девять лет здоровье Анны Васильевны пошатнулось, то некому оказалось её поддержать. А она так ослабла, что даже приготовить поесть себе не могла.
Ревуновы обратили внимание, что баба Нюра сдала — осунулась, потемнела лицом. Позвали её жить к себе, и она согласилась. Это произошло в начале двухтысячных. Александру и Елене в то время не исполнилось и тридцати лет. Соседей решение молодых супругов очень удивило. Ведь у Ревуновых тогда были совсем маленькие дети — дочке три, сыну год. И хозяйство они держали большое — коровы, куры, огород. А тут ещё и за немощной старушкой надо ухаживать. Люди гадали, какая в таком поступке корысть, и не могли найти ответ. Дом у Анны Васильевны — ветхий, он так и стоит брошенный, никому не нужный. Пенсия у бабушки копеечная, богатства она не скопила.
Сами Ревуновы на вопрос «зачем?» только плечами пожимают: «Жалко же». И мне кажется, что такая жалость — это форма любви, которая, по слову апостола Павла, не ищет своего.
Все выпуски программы Живут такие люди
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Святой Григорий Синаит родился во второй половине XIII века в Малой Азии. В молодости юноша был пленён османскими турками, напавшими на его родное село. Пленников увезли в древнегреческий город Лаодикию, что находится на территории современной Турции. Из плена будущего схимонаха выкупили греческие христиане. Верующих поразило пение заключённых на церковной службе. Турки отпускали узников в храм, находившийся рядом с их военным лагерем. Там жители и услышали псалмы и каноны в исполнении Григория и хора пленных. После освобождения юноша постригся в иноческий чин и до конца жизни нёс монашеский подвиг. Уже став опытным духовным наставником, схимонах Григорий сам начал писать церковные песнопения. Святой так говорил своим ученикам:
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим».
Все выпуски программы Слова Святых
Платья из чистого льна. Наталья Разувакина
В Переславле-Залесском есть медово-сувенирная лавочка у дороги, хозяйке которой, моя приятельнице, я помогала в качестве продавца в самый горячий сезон — летом, когда в городе много туристов и торговля идёт особенно бойко. Согласившись на новый опыт из любопытства, я оказалась за прилавком. Несколько дней стажировки с напарницей, и вот, я совсем одна. И так ловко у меня всё получается! Так красочно рассказываю я заезжим покупателям и об изделиях местных мастеров, и о сортах меда, а рыбу-ряпушку кладу на весы так, будто всю жизнь этим и занималась! Чувствую, что мне очень идёт льняной передник с вышитыми подсолнухами. Я тружусь с удовольствием.
А главное — с моим появлением в лавке вдруг стали хорошо раскупаться дорогие платья в народном стиле! Платья из чистого льна. Хозяйка рада и только руками разводит от удивления. Ты, говорит, — живая реклама! А мне приятно, да и процент с выручки идёт хороший.
В один из таких дней зашёл ко мне в лавочку ранним утром покупатель — жизнерадостный белозубый брюнет. Улыбка от уха до уха. Он направлялся из Мурманска в Москву, а к нам заехал по пути — в предвкушении яркого отпуска. Казалось, он готов был скупить всё. Глаза его горели при виде кувшинов из керамики, медных колокольчиков, пакетиков с целебными травами... А я еле успевала упаковывать товары. Мы дружелюбно общались, он делился планами и даже приглашал в гости.
И тут взгляд его упал на те самые платья. Вот бы любимую жену обновкой порадовать! Супруга, кстати, просто не пожелала идти по жаре в лавку, осталась в машине. И по телефону разрешила ему купить платье на свой вкус. А примеряла я. Мужчина смотрел восхищённо, всё повторял, что жена у него такая же высокая и стройная. Мне было приятно — и тщеславие моё расцвело пышным цветом. С трудом выбрав одно из двух приглянувшихся платьев, счастливый отпускник расстался с довольно большой суммой и поспешил к машине, держа по нескольку пакетов в каждой руке.
Я же осталась вполне довольная собой. Да вот ненадолго: обнаружила, что большая керамическая кружка, что так понравилась северянину, стоит забытой на прилавке! Упакованная! Он за неё заплатил... Выскочила на улицу — но его, конечно, и след простыл. Я расстроилась очень и очень. Выручку-то я сделала, да. Но вот настроение доброму человеку в самом начале отпуска наверняка подпортила! Как же я не заметила, не проверила, все ли покупки он забрал? Как же я позволила себе увлечься общением, растаять от комплиментов?
Ничего не оставалось делать — только тихонько молиться. Я просила Господа как-то утешить моего мимолётного знакомого, загладить последствия моего греха. Очень хотелось, чтобы улыбка на лице покупателя не сменилась выражением досады.
А ближе к вечеру он вернулся. Нет, не за кружкой. Её отсутствия он просто не заметил. За вторым платьем для жены! Решил вдруг: надо брать оба! А я обрадовалась ему, как родному. И платье продала, и кружку отдала.
Получила урок надолго: всё, что ты делаешь, нужно делать хорошо. Даже если работа временная и тебя за неё и так хвалят. Не собою любоваться надо, а о людях думать. Казалось бы — азбучные истины, но и их нам Господь напоминает, как детям... И любит нас — чад своих. Ведь и эта история закончилась просто прекрасно.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение