Первое послание к коринфянам было написано апостолом Павлом почти две тысячи лет назад. Несмотря на это, актуальность его не вызывает сомнений. Исторические обстоятельства, побудившие апостола создать текст послания, сильно сближают наших современников с жителями античного Коринфа. Коринф времен апостола Павла – город на удивление знакомый. Современный человек, оказавшийся в Коринфе, назвал бы его мегаполисом, деловой столицей того времени. Коринф жил обильной и местами разгульной жизнью. В Греции даже имелась поговорка – «коринфизировать», что значило «предаваться всевозможным порокам». Но пути Господни неисповедимы! Умеренные и благопристойные Афины, в которых апостол Павел побывал до Коринфа, не приняли евангельской проповеди. А Коринф, город торговцев и блудниц, не только прислушался к словам апостола Павла, но и образовал внутри себя мощнейшую христианскую общину. Апостол Павел прожил в Коринфе полтора года, больше, чем где-либо во время своих миссионерских путешествий. Апостол Павел сначала говорил с жителями Коринфа лично, во время своего пребывания в городе, а затем – через послания. Отрывок из первого послания к Коринфянам читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 3.9 мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. 3.10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит. 3.11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 3.12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,– 3.13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 3.14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 3.15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня. 3.16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 3.17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.
Несмотря на успешность проповеди, Коринф часто печалил апостола Павла. По преимуществу поведением местных христиан. Коринфяне в большинстве своем занимались торговлей. А потому привыкли к рыночной манере поведения – к крикам, ссорам и даже дракам. Став христианами, многие коринфяне умерили свой пыл, но не до конца. Подчас они устраивали шумные дискуссии, выясняя кто из них больший христианин, а кто меньший, кто святее, а кто грешнее. Апостол Павел по средством своих посланий пытался утихомирить коринфян, напоминая об ответственности христианина за собственную духовную жизнь. Качество прожитой жизни, того, насколько она соответствует или не соответствует христианским принципам будет проверено Богом в день Второго пришествия Христа, который в церковной традиции называется еще и днем Страшного суда. Апостол Павел называет день Второго Пришествия «днем огня», но не в том смысле, что во время Второго Пришествия все будет сожжено, но скорее в Образном ключе. Огонь – наиболее сильная проверка любого вещества. Золото и прочие драгоценные металлы от огня становятся только лучше, а солома, например, сгорает без остатка. А потому апостол призывает христиан строить свою жизнь на основе «золота» благочестия и «драгоценных камней» добродетелей, потому что только такая жизнь пройдет испытание огнем суда Божия. В отличие от «соломы» ссор и пустых дискуссий. Завершается сегодняшний отрывок удивительными для античного мира словами: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?». Античная цивилизация презирала тело, считая его темницей для души. Тело и все материальное философы Греции считали примитивным, несовершенным. Христианство перевернуло представление античного человека о его земном существовании, сделало его целостным. Душа, тело, все аспекты человеческой жизни стали важны. А само человеческое существование апостол Павел уподобил храму, который нужно беречь. Это еще раз напоминает нам о том, что время слишком дорого и слишком кратко, чтобы уподобляться коринфянам и тратить его на пустые и греховные вещи.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.