Среди книг, входящих в новозаветную часть Библии, особе место занимают Деяния святых апостолов. Данная книга представляет собой историческую хронику, составленную апостолом Лукой, благодаря которой мы сегодня имеем сведения о существовании древней христианской Церкви в период от Вознесения Христа до заточения апостола Павла в римской тюрьме - то есть до начала 60-х годов первого века. Апостол Лука, имевший по тем временам, фундаментальное гуманитарное образование, поставил своей целью детально описать реалии жизни последователей Христа. Об этом он сам говорит в первой главе книги Деяний. Причем, что важно отметить, святой Лука в составленном им историческом повествовании не пытался романтизировать действительность или сглаживать острые углы. Перелистывая страницы Деяний, читатель находит упоминания о непростых моментах в жизни древней Церкви. Святой Лука говорит, например, о периодически возникавших конфликтах между христианами - евреями и бывшими язычниками. Находим у Луки мы и рассказ о недопонимании среди апостолов. Речь идет, конечно, не о вражде или открытых конфликтах, а скорее о разности восприятия ими способов ведения проповеди христианского вероучения. Кто-то из апостолов, рассказывая жителям Римской империи о Христе и Его учении, делал акцент на милосердии Божием, а кто-то больше внимания уделял строгим нравственным идеалам христианства. Упоминание об одном из разногласий, случившемся в апостольской среде, мы находим в пятнадцатой главе книги Деяний, отрывок из которой читается сегодня во время утреннего богослужения:
В те дни 15.35 Павел и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне. 15.36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. 15.37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. 15.38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. 15.39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; 15.40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, 15.41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Итак, читатель книги Деяний становится свидетелем разногласий, возникших между апостолами Павлом и Варнавой. Первоначально оба они хотели вместе совершить миссионерское путешествие по тем городам, где уже проповедовали Христа. В тот момент Павел и Варнава находились в Антиохии Великой, столице римской провинции Сирия и одном из главных центров существования христианства в те годы. Именно в Антиохии в середине первого века последователи Спасителя стали называть себя «христианами». Неожиданно между апостолами возникает недопонимание. Возникает в тот момент, когда Варнава предлагает взять с собой в путешествие своего двоюродного брата (по другим сведениям - племянника) Иоанна Марка. У Марка уже был опыт участия в миссионерском путешествии - он был прежде спутником Павла и Варнавы, но по какой-то причине оставил их в городе Пергия, расположенном в Малой Азии на берегу Средиземного моря (теперь Турция). Павел посчитал, что Марк слаб духом, и поэтому отказался брать его вновь в миссионерское путешествие. Варнава же хотел дать Марку еще один шанс. В результате пути давних друзей разошлись - Павел отправился с проповедью по провинции Сирия, а Варнава отплыл на Кипр. Один из толкователей книги Деяний - святой Иоанн Златоуст указывает, что между Павлом и Варнавой конфликта не было и что их пути должны были рано или поздно разойтись, так как у апостолов имелись разные подходы к проповеди. Павел был в словах и поведении более строг, а Варнава - мягок. Расставание апостолов не было лишено обоюдной скорби. Но подтверждением того, что конфликта все же не было служит то, что именно Марк был рядом с Павлом в последние годы его жизни, которые прошли в римской тюрьме, разделяя его скорби. После казни апостола Павла святой Марк много потрудился в деле проповеди Христа и впоследствии мученически скончался в Александрии Египетской.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия