Первый век по Рождестве Христовом – уникальный исторический период. В особенности для жителей тогдашней Палестины, которым посчастливилось стать современниками Иисуса Христа, слышать Его проповедь, видеть чудеса, которые совершал Он и Его ученики-апостолы. О земной жизни Спасителя мы узнаем из четырех Евангелий, написанных апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом. О дальнейшем периоде истории христианской Церкви, начавшемся после Вознесения Иисуса Христа на Небо, повествует библейская книга Деяний святых апостолов – автором ее также является упомянутый уже апостол Лука. Лейтмотивом книги Деяний служит мысль о том, что благовестие Иисуса Христа предназначено для всех людей, вне зависимости от их национальной принадлежности. Сам Лука не был евреем, тем не менее, принял учение Спасителя. Написанные им Евангелие и книга Деяний изначально были написаны на греческом языке и предназначались, преимущественно, для нееврейской части древней Церкви. Отрывок из книги Деяний читается сегодня во время утреннего богослужения:
В те дни 9.32 Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. 9.33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. 9.34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. 9.35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. 9.36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 9.37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 9.38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. 9.39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 9.40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 9.41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 9.42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Апостолу Луке как выходцу из языческой среды было важно показать в книге Деяний, что христианская проповедь должна была распространяться не только между евреями, но между иными народами. В прозвучавшем отрывке мы находим подтверждение того, что апостолы не только рассказывали язычникам о Христе, но и Его благодатной силой совершали над ними чудеса. Так, в городе Лидда (теперь селение Лод к юго-востоку от Теть-Авива) апостол Петр исцеляет юношу по имени Эней. «Эней» - очень популярное имя среди язычников Рима. Энеем именовался мифический участник Троянской войны и одновременно начинатель античной цивилизации на Апеннинах. После исцеления Энея апостол Петр отправляется в Иоппию – так когда-то назывался древней город Яффа, основной порт Израиля, теперь входящий в состав Тель-Авива. В Иоппии Петр оказался по просьбе местных христиан, которые позвали его для совершения еще одного чуда. В Иопии жила вдовица по имени Тавифа (в переводе с арамейского – серна или газель), которая неожиданно и сильно заболела. Петр, придя в дом Тавифы, нашел ее уже умершей. Апостол приказал всем выйти из комнаты, где лежало тело Тавифы, взмолился Богу - и умершая ожила. О чуде стало известно всей Иоппии, и как повествует книга Деяний – многие иудеи и язычники, поразившись случившимся, поверили во Христа. Некоторые толкователи книги Деяний указывают на значимость присутствия в одном текстовом отрезке упоминания о совершенных апостолом Петром исцеления язычника и воскрешения еврейки-христианки. В этом они видят не только свидетельство о могуществе и милости Бога, но и символ того, что христианство духовно исцелила античный мир, а ветхозаветную еврейскую цивилизацию преобразило, наполнив новой живительной силой.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди