Церковное Предание сохранило для нас драгоценные сведения о земной жизни Божией Матери и апостолов и подарило миру множество литературных сюжетов. .
Сегодня мы говорим об апостоле Луке и стихотворении Августа Шлегеля «Святой Лука, рисующий Мадонну».
Знаменитый немецкий поэт рубежа 18 - 19 веков, сын пастора Август Вильгельм Шлегель много писал на религиозные темы. Его перу принадлежат сонеты, воспевающие рождение Христа, Святое Семейство, святых.
Одно из наиболее известных стихотворений Августа Шлегеля - «Святой Лука, рисующий Мадонну».
Однажды святой Лука увидел сон, и во сне голос свыше ему велел запечатлеть лик Божией Матери, как говорят в Европе – Мадонны.
Шлегель:
Мадонны лик запечатли,
Дабы народы всей земли
Склонились к Ней, к единой.
Ответствуя на оный глас,
Лука пошел в рассветный час,
Надев наряд нехитрый,
С покорством вящим на лице,
С кистями, с красками в ларце,
С мольбертом и палитрой.
Апостол и евангелист Лука - один из семидесяти учеников, призванных Христом после первых двенадцати. Образованный грек, врач по профессии, он был верным спутником и помощником апостола Павла. Апостол Лука является автором одного из четырех Евангелий и Деяний Святых Апостолов. Талантливый писатель, проповедник, врач, ко всему этому Лука также прекрасно рисовал.
Услышав во сне призыв взять в руки кисти и запечатлеть образ Божией Матери, апостол Лука пришел в дом к Марии и обратился с просьбой написать ее портрет.
В стихотворении Августа Шлегеля апостол Лука проявляет немалую настойчивость, чтобы уговорить Марию на создание портрета. Она давно отвергла всё мирское и не придаёт значения внешнему, в Её доме даже нет зеркала. Но Лука находит убедительные слова…
Шлегель:
Господь, познавши твой расцвет,
Не зря назначил час твой:
Не видь в зерцале красоты,
Но да яви свои черты
Пред благочестной паствой!
Для верных стать благоволи,
Когда отыдешь от земли,
Главою Божьей свиты…
Богоматерь даёт свое согласие на создание портрета, попросив Луку, чтобы он изобразил Её молодой, с Младенцем Христом на руках.
Так, по преданию, на которое опирался Шлегель, появилась первая икона Божией Матери, написанная апостолом и евангелистом Лукой. Увидев свой образ, Богородица изрекла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с ним». Поэтому не случайно апостола и евангелиста Луку считают первым иконописцем и святым покровителем живописцев.
В стихотворении Августа Шлегеля встречается профессиональный термин из Иконописи – «прознаменил», то есть наметил общие контуры. Такие детали придают истории тысячелетней давности особый колорит.
Шлегель:
И вот уже святой Лука
Доску прознаменил слегка,
Мадонны лик наметил,
Спокойство в доме и уют,
Лишь ангелы легко снуют,
И долог день, и светел.
И ангелов учтивых рой
Луке то услужал порой,
То медлил восхищённо,
И вот, во славу мастерству,
С доски воззрились наяву
Младенец и Мадонна.
Стихотворение немецкого поэта Августа Шлегеля «Святой Лука, рисующий Мадонну» прозвучало в переводе Евгения Витковского.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!