Первые проповеди апостола Андрея Первозванного о явлении миру Спасителя были обращены к еврейскому народу, потому что Господь послал его в числе 12 апостолов для извещения тех, кто сознательно ожидал веками пришествия Христова, то есть иудеев. Проповедь эта, как мы знаем из Евангелия, была успешной, и многие сыны Израиля уверовали в то, что Иисус из Назарета должен избавить их от векового рабства. Правда, не все они понимали, что Христос освобождает людей от служения греху, своим дурным страстям, а не от служения римлянам-поработителям.
После Воскресения Христова Господь послал апостолов оповестить о Себе и Своем служении весь мир. По жребию апостолы разделили известные им территории. Андрею досталась Ахайя, часть Малой Азии и Скифия, — главным образом, побережье Черного моря. Свою проповедь он обычно начинал в синагогах. Иногда его принимали, иногда нет. Тогда он шел к язычникам. А чаще всего, они находили его сами, привлеченные множеством чудес и исцелений, совершаемых апостолом.
Ему для проповеди достались трудные места, и все жития апостола Андрея свидетельствуют, что он много проповедовал в местах, где жили люди грубого нрава и даже людоеды. Поэтому Андрей нередко воздействовал на них чудесами. Например, однажды извел воду изо рта статуи, которая пролилась столь обильно, что чуть не затопила город. Язычники, уже заключившие в тюрьму апостола Матфея, и не желавшие ничего слышать о Христе, были убеждены этим чудом о возможной гибели от наводнения и сменили гнев на милость.
Апостол Андрей, так же, как Иаков Праведный, не только возвещал о пришествии Спасителя, но и о необходимости жить по Заповедям Божиим. Для язычников он объяснял их предельно просто:
— Не хочешь, чтобы тебя убили, не убивай сам. Не хочешь, чтоб обворовали, не воруй. Не хочешь обмана, сам не лги. И помните, что Бог все видит!
По преданию, апостол Андрей проплыл вверх по Днепру до Новгорода, но там совсем не были готовы его слушать, и он вернулся на юг. По дороге он и его спутники остановились на Днепровских холмах. Святой Андрей благословил это место и предсказал, что здесь будет великий город, и воссияет благодать Божия. Он возвестил, что Господу угодно воздвигнуть тут множество церквей и просветить святым Крещением все эти страны. Через девять веков на этом месте вырос Киев, и князь Владимир в 988 году крестил Русь.
Последняя проповедь апостола Андрея прозвучала с креста, на котором его распяли, и это была проповедь о кресте Господнем. Он говорил о необходимости терпения и служения ближним. Когда его попытались снять с креста, он категорически воспротивился и мужественно претерпел крестную смерть до последнего вздоха.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.