«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!». Эти строки написал автор «Каштанки», «Дамы с собачкой», «Вишнёвого сада». Человек уникальной порядочности и доброты – Антон Павлович Чехов, главным словом в жизни которого было слово «помогать».
Ему часто приходилось переезжать с места на место. Но где бы Чехов ни жил, он всегда выручал тех, кого проще всего обидеть – бедных и больных. Ради них Антон Павлович мог надолго бросить недописанную повесть. Проблемы живых людей были важнее, чем все литературные персонажи. «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке», - считал Чехов.
Так он уехал на Сахалин, климат которого был губителен для его здоровья. «Сенсационная новость, - писали в январе 1890 года газеты. - Чехов предпринимает путешествие с целью изучения быта каторжников». В то время Сахалин был малоизученной территорией. Никто не знал даже, сколько человек находится на острове. Чехов занялся переписью населения и всего за три месяца составил десять тысяч статистических карточек. Антона Павловича интересовало, как живут каторжники, он изучал состояние тюрем, общался с начальниками. Произвол чиновников возмутил писателя. Его впечатления вошли в книгу «Остров Сахалин». Она оказалась такой пронзительной, что «местом невыносимых страданий», как назвал Сахалин Антон Павлович, наконец, заинтересовались власти. А Чехов с работой переписчика на этом не покончил. Когда стартовала Всеобщая перепись населения Российской империи, он бесплатно предложил свои услуги. И за труды был даже награждён медалью.
В 1892 году, когда в стране из-за сильнейшей засухи начался голод, Антон Павлович объявил сбор пожертвований и сам ездил в Нижегородскую и Воронежскую губернии раздавать продовольствие. В одну из таких поездок Чехов едва не погиб, переезжая ночью в мороз из одной деревни в другую.
Вслед за голодом случилась вспышка холеры. У Антона Павловича и без того была обширная врачебная практика. В имение к «бесплатному доктору», как его называли, стекались тысячи людей. А он не только лечил всех, но ещё и раздавал лекарства. С началом эпидемии Чехов забыл об усталости, он один обслуживал 25 деревень. Когда опасность миновала, писатель на свои средства выстроил три школы для деревенских ребят. А скольким людям он помогал тайно: оплачивал обучение в гимназии детей бедняков, выдавал крестьянам деньги, чтобы они оплатили строительство дорог.
Антон Павлович родился в Таганроге. Там он открыл общественную библиотеку и подарил ей две тысячи книг из своего собрания. Издания были дорогими, многие с автографами авторов. Кроме того, Чехов прислал библиотеке целую галерею портретов знаменитых писателей и покупал книги ящиками, чтобы пополнять фонды. То, что город украсил великолепный памятник Петру Первому, тоже заслуга Чехова. Он убедил скульптора Антокольского подарить своё произведение Таганрогу и сам организовал бесплатную доставку монумента морем из Марселя.
Переехав в Ялту из-за туберкулёза, Чехов помогал тем, кто страдал от той же болезни. Многие приезжали на курорт совсем без денег, зная о том, что Антон Павлович устроит им и жильё, и лечение. Понимая, что один он ничего не сделает, Чехов разместил в местной газете воззвание, в котором просил откликнуться всех, кто может и хочет помочь больным людям.
В рассказе «Крыжовник» Чехов писал, что за дверью каждого довольного человека должен стоять кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминать стуком, что на свете есть несчастные. Самому Антону Павловичу молоточек не требовался. Ведь даже одним из его последних желаний было распоряжение передать гонорары за книги на нужды народного образования. А своё завещание к сестре Чехов завершил словами: «Помогай бедным».
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.