Начиналась весна. Яркие солнечные лучи пробивались сквозь плотные шторы на окнах в доме тамбовского купца Андрея Михайловича Носова. А он, уже несколько месяцев не встававший с кровати из-за тяжелой болезни, с наслаждением прислушивался к звонкой капели и чувствовал, что тоже оживает вместе с природой. А ведь доктора уже почти отказались от него, и только разводили руками – мол, вылечить опухоль науке пока не доступно. Но недаром сказано: невозможное человеку, возможно Богу! Купец Носов днями и ночами горячо, со слезами, молился о выздоровлении. Он пообещал Господу: если выздоровеет, всю свою жизнь употребит на благо ближних. И произошло чудо: опухоль исчезла, словно её никогда и не было! Андрей Михайлович уверенно шёл на поправку.
Так вышло, что у богатого и известного купца не было своей семьи. Во время болезни за ним ухаживала одинокая старуха, которую специально нанял кто-то из его знакомых. Видя её искреннюю доброту и заботу, Андрей Михайлович невольно задумался о том, что будет с ней, когда он сможет сам о себе позаботиться. Куда она пойдёт, чем будет зарабатывать на хлеб?.. И понял: сам Господь подсказывает ему, с чего начать! Как только Носов окончательно встал на ноги, он занялся хлопотами по устройству в городе Тамбове богадельни – дома призрения для престарелых людей обоего пола.
Андрей Михайлович с детства отличался добротой, сердечностью, умением сострадать и сопереживать. Его отец вёл мясную торговлю, и Андрей с ранних лет ему помогал: ездил по сёлам и деревням, покупал скот и самостоятельно пригонял его на отцовские пастбища. В одной из таких поездок ярко проявились его душевные качества. По дороге за повозкой увязался барашек. Спутники Андрея обрадовались нежданной находке, и на первом же постоялом дворе зарезали барашка на ужин. Андрей от трапезы отказался. С кружкой воды и сухарём он сел отдельно ото всех. А в ответ на недоумённые взгляды попутчиков, промолвил: «Не по-христиански это. Барашек, может быть, принадлежал какой-нибудь бедной вдове, а вы отняли его…»
Для своей богадельни Андрей Михайлович построил целый комплекс кирпичных зданий. В одном из них разместился жилой корпус с уютными отдельными комнатами. В другом – столовая, где обитателей трижды в день кормили вкусными, сытными блюдами. В третьем – амбулатория, где можно было получить бесплатную медицинскую помощь. А самое главное – при богадельне было организовано отделение для неизлечимых больных - настоящий прообраз современных хосписов! Там людей окружали не только постоянной заботой, но и давали возможность по-христиански подготовиться к самому важному и решающему в жизни человека переходу…
Из этого отделения можно было, не выходя на улицу, попасть в домовый храм богадельни: церковь Святого Лазаря Четверодневного. Здесь каждый день проходили Богослужения, пел замечательный детский хор, состоящий из воспитанников приюта, который Андрей Михайлович организовал параллельно с открытием богадельни. В приюте постоянно проживало более ста воспитанников, и тамбовские власти нашли, что было бы неплохо открыть при нём ремесленное училище. Правда, денег у них на это не было. Но инициативу активно поддержал Носов: он выделил для училища 540 десятин земли и 40 тысяч рублей капитала, проценты с которого шли на содержание учебного заведения. Девяносто восемь детей-сирот получили здесь профессии слЕсарей, столярОв и тОкарей.
Первостепенным делом для Андрея Михайловича, человека верующего и благодарного Богу за своё чудесное исцеление, была помощь тамбовским храмам. Он поддерживал не только построенный им Лазаревский храм при богадельне, но и Варваринскую, Покровскую, ВведЕнскую церкви; помогал Тамбовской духовной семинарии. А на строительство нового Христорождественского собора пожертвовал пятьдесят тысяч рублей.
Увы, этот величественный и, как говорят историки, самый красивый храм Тамбовщины, одним из первых пал жертвой «красного вихря революции». Доброе имя купца Носова этот ураган тоже пытался разметать без следа. Но не получилось: дела милосердия не забываются. Спустя годы, благодарные жители добились того, чтобы в честь Андрея Михайловича Носова была названа одна из главных улиц Тамбова.
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.