На всем североамериканском континенте не найти более русского и православного места, чем Аляска.
После открытия в 1648 году Семёном Дежнёвым Берингова пролива в Северную Америку стали отправляться промышленники из Сибири. Эти первопроходцы занимались добычей меха. Они селились здесь, брали в жёны местных женщин, давали детям русские имена. Так, например, появились алеуты с фамилиями Квасникофф, Осколкофф, Астрогин. В конце 18 века к берегам Аляски на остров Кадьяк прибыли восемь русских миссионеров из Валаамского монастыря. В первую очередь монахи построили храм и основали школу. В числе прибывших был преподобный Герман Аляскинский. Монах крестил народ, лечил больных. Святитель Герман заслужил любовь и уважение алеутов и эскимосов, и сегодня это один из самых почитаемых святых на Аляске. Его мощи находятся в Кафедральном соборе Воскресения Христова в городе Кадьяк.
Ученики святого Германа были преданы своему делу и несли знание за пределами Аляски. Но при этом они всегда учтиво относились к традициям местных жителей, чем снискали их доверие. Коренное население не осталось безучастным к их проповедям. Известен случай, когда поблизости от Форт-Росса группа кадьякских алеутов занималась промыслом морских животных. После того, как охотники пристали к берегу, их пленили испанские солдаты и стали принуждать принять христианство. Алеуты ответили, что уже крещены и другой веры принимать не желают. В результате один из них по имени Пётр был замучен и убит. Впоследствии он был прославлен как святой Пётр Алеут. Есть много церквей, посвящённых ему, например Храм Святого Петра Алеута в городе Майнот, штат Северная Дакота; Православная христианская церковь Святого Петра Алеута в Лейк-Хавасу-Сити, штат Аризона.
История Русской Америки закончилась 30 марта 1867 года, когда император Александр II продал Соединенным Штатам Аляску и Алеутские острова. Но православие и русская культура здесь по-прежнему живы, в домах можно увидеть самовары и услышать русскую речь. Удивительно, но в храмовом строительстве на Аляске до сих пор не используется камень. Церкви сделаны из дерева, и не потому, что это дешево. Просто на Аляске есть действующие вулканы и случаются землетрясения. А древесина может их выдержать, в отличие от кирпича. Внутреннее убранство православных храмов на Аляске не отличается от наших. Кроме того, они, как правило, небольшие - ведь обогреть внушительное помещение в морозы сложно.
В наши дни на территории Аляски действуют около 90 православных приходов. Почти всё духовенство составляют местные уроженцы, выпускники семинарии преподобного Германа Аляскинского на острове Кадьяк. Часть из них работают в соборе святого Иннокентия Московского. Этот красивый собор по праву зовут центром русского православия в Анкоридже, городе на юге штата Аляска. Он запоминается всем 12 голубыми главами-луковками. Некоторые храмы, как например, собор Святого Михаила Архангела в городе Ситка, включены в Национальный реестр исторических мест США и охраняются государством.
Без сомнений, самым удобным средством транспорта на Аляске является самолёт. В Джуно и Анкоридже есть международные аэропорты, куда можно долететь с пересадкой в городах Канады, США или Европы. Почти каждый средний и крупный населённый пункт Аляски имеет свой аэродром. А наиболее благоприятным временем для посещения Аляски был и остаётся период с мая по сентябрь.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.