Есть притча о кладе, лежащем на дне пруда. Вода в пруду была чистая, и каждый, кто проходил мимо, видел сокровище, сверкающее в лучах солнца. Но однажды пруд замутился; люди испугались, что сокровище скроется из виду, и хотели поднять его со дна баграми. Но даже самые длинные из них не доставали до сундука. Тогда люди стали искать другие способы – спорили, кричали, махали руками. А прыгнуть за сокровищем в воду – самое очевидное и простое, что можно было сделать! – никто даже и не подумал.
Альфонс Леонович Шанявский, генерал-майор императорской армии и успешный предприниматель-золотопромышленик, в отличие от героев этой притчи, сумел сделать в своей жизни важный и решительный шаг, благодаря которому имя этого бескорыстного человека навсегда вошло в историю просветительской деятельности в России.
Родился он в Польше, в Седлецкой губернии. Когда мальчику едва минуло семь лет, вышел указ Императора Николая Первого, согласно которому хотя бы один юноша из каждой польской семьи должен был получить образование в России. Альфонс Леонович оказался в Тульском кадетском корпусе. Вопреки опасениям родных, он встретил там подлинную заботу, любовь и опеку со стороны учителей и воспитателей; всю жизнь он с восторгом и благодарностью вспоминал годы, проведенные в Туле. Столь неравнодушное отношение к ближнему, усвоенное мальчиком в самом раннем возрасте, повлияло на развитие его собственного характера. Он сам всегда относился к окружающим людям с искренним вниманием, добротой и милосердием.
Прошло несколько лет, и дела воинской службы привели молодого человека в Сибирь. Жизнь на новом месте доставляла Шанявскому огромную радость, а в один прекрасный день принесла и нежданное богатство: Альфонс Леонович обнаружил золотое месторождение! Он зарегистрировал найденное место на свое имя, открыл прииск, и создал собственную золотодобывающую компанию. Как человек искренне верующий, Шанявский всерьез задумался о том, чтобы употребить данное ему Богом богатство на благое, полезное дело.
Он давно мечтал о «народном университете» – учебном заведении, куда свободно могли бы поступать все, кто только пожелает – независимо от пола, возраста, национальности и социального положения. На правительственном уровне не раз делались заявления о необходимости подобных образовательных учреждений. Альфонс Леонович был готов незамедлительно вложить в государственный проект свои средства; однако чиновники к делу приступать не торопились.
Видя, что от государственных структур он вряд ли дождется поддержки инициативы, Альфонс Леонович решил взять дело в свои руки. Он направляет в Московскую Городскую Думу письмо, в котором изъявляет желание самостоятельно учредить учебное заведение. Говоря языком притчи о кладе, среди толпящихся на берегу он один оказался способным броситься в воду и вытащить сокровище на поверхность.
Однако к тому времени здоровье Альфонса Леоновича пошатнулось. Он спешно переехал в Москву; спустя несколько недель, получил от властей разрешение на открытие народного университета. Шанявский успел составить завещание, в котором все свои средства оставил на устроение и развитие народного университета. Альфонс Леонович ушел из жизни в тот самый день, когда под документом была поставлена последняя подпись.
Невероятно скромный, не ищущий славы и известности, Альфонс Леонович, конечно, и не помышлял о том, чтобы назвать университет в свою честь. История сама расставила всё на места. Скоро в аудиториях университета, открывшегося в Москве на его средства, яблоку негде будет упасть; лекции там будут читать такие «звезды», как Валерий Брюсов или Павел Флоренский, а за студенческие парты сядут Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков…
Легендарный Народный университет Шанявского, ныне знаменитый Российский государственный гуманитарный университет – для многих поколений останется памятником благородства, высоты духа и беззаветного служения людям.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.