В конце девятнадцатого века в Киеве проходил съезд археологов, на котором бурно обсуждалась научная сенсация: недавно под Полтавой были обнаружены первые в России артефакты эпохи палеолита. В перерыве между заседаниями участники съезда отправились в знаменитый Софийский собор. Наслышанный о находке, настоятель храма, прямо с порога спросил археологов, не хотят ли они искать подтверждений вздорной теории о том, что человек, якобы, произошёл от обезьяны? Вперед вышел солидный, приятной внешности господин, и с поклоном ответил священнику: «Господь с Вами, батюшка! В ту сторону шагать мы не собираемся».
Этим господином был граф Алексей Сергеевич Уваров - председатель Московского Археологического общества, автор научных трудов по археологии, организатор и участник нескольких крупных экспедиций.
Его любовь к археологии началась в юности, когда Алексей стал коллекционировать старинные монеты. Занятие увлекло молодого человека, и в поисках единомышленников он стал посещать кружок петербургских антиквариев. Скоро граф Уваров решил, что их собранию не помешает официальный статус: по его инициативе кружок был преобразован в Археолого-нумизматическое общество. Алексей Сергеевич лично сделал первый вклад в его фонды, подарив несколько своих коллекций, а также учредил на собственные средства премию в 300 рублей каждому, кто напишет научное сочинение. Так, еще в молодости, открылись главные качества Алексея Уварова: незаурядный талант организатора и щедрость мецената.
Первая полностью профинансированная им археологическая экспедиция отправилась на Черноморское побережье. В ходе раскопок были обнаружены редкие византийские монеты, оружие, посуда. Именно тогда граф Уваров окончательно понял, что его интерес не сводится к одной только нумизматике. По возвращении из экспедиции, он выпустил на собственные средства объемный труд «Исследования о древностях Южной России и берегов Черного моря графа Алексея Уварова», где впервые в истории русской археологии не просто описал, но и систематизировал находки.
Последующие экспедиции принесли поистине невероятные результаты: на Владимирщине Алексею Сергеевичу удалось обнаружить могилу знаменитого князя Дмитрия Пожарского, а при раскопках в ХерсонЕсе была найдена византийская базИлика с прекрасно сохранившимся мозаичным полом. Мозаику целиком перенесли в Эрмитаж, где она выставлена и по сей день.
Помимо безвозмездных пожертвований на археологию, граф Уваров активно участвовал и в зЕмской деятельности. Он открыл на собственные средства несколько больниц и школ в Московской и Владимирской губерниях; перечислял большие суммы на различные общественные нужды.
Однако самым важным начинанием в жизни Алексея Сергеевича Уварова, без сомнения, стало создание Российского Исторического музея. Высочайшее согласие на его открытие дал сам Император Александр Второй. Граф Уваров безвозмездно передал в распоряжение музея свои личные коллекции античных и славянских древностей, икон и рукописей, которые и составили основу будущей экспозиции. Для оформления залов Алексей Сергеевич заказал картины у самых известных живописцев: Васнецова, Айвазовского, Семиградского.
Став бессменным председателем созданного в Москве Археологического общества, Уваров учредил специальные премии за исследования в области отечественной истории. Ежегодный премиальный фонд составлял три тысячи рублей серебром.
Алексей Сергеевич был не только выдающимся ученым и настоящим энтузиастом, но и искренне верующим человеком. Свои успехи в новой тогда ещё науке он объяснял просто: «С Богом возможно всё». И не забывал отвечать на Божью помощь, искренне служа людям и Отечеству.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница