Город Александровск Пермского края основан в 1783 близ месторождения железной руды. Назван он Всеволодом Андреевичем Всеволожским в честь своего старшего сына Александра.
Главное архитектурное сооружение – это Спасо-Преображенский храм. Каменное двухэтажное здание высотою 11 метров. Заложен он был в 1811 году по проекту архитектора Андрея Вяткина (бывшего крепостного Всеволожских). Построить церковь было нелегко так же, как нелегко разрушить. О крепости кладки и поныне ходят легенды. Говорят: «сложена́ на яичном белке». В чем секрет кладки? Спроси современных строителей – разведут руками. На этот счет архитектору Андрею Вяткину было спущено единственное лаконичное указание: «и смотреть особенно, чтобы извяска была приготовлена самым лучшим образом, дабы имела в себе лучшую вязкость и при кладке закипала».
Ради понимания сложности процесса я приведу кое-какие цифры. Например, при строительстве самого здания в неделю в среднем укладывалось 22 000 кирпичей. А когда в 1817 году начались отделочные работы было завезено 329 пудов разных сортов железа, масла постного - 8 пудов, сурику - 7 пудов, мелу брянского - 2 пуда, проволоки - 1 пуд, белил свинцовых - 5 пудов.
Всеволожский, известный на всю Москву меломан, поклонник многих видов искусств, сам давал рекомендации: «Стены сделать фальшивым мрамором, с белыми меловыми и сероватыми жилками, колонны сделать в античном стиле под желтый мрамор с белыми, красноватыми и черноватыми жилками».
11 февраля 1829 года пушки оповестили о трехдневном освобождении от работ всех рабочих Александровского и Всеволодо-Вильвенского заводов. Это был день освещения храма. После окончания традиционных религиозных торжеств всем мастеровым выдавалось традиционное угощение – вино. Это событие явилось событием большого масштаба не только потому, что на возведение храма понадобилось почти 18 лет, но в первую очередь, потому что появилось святое место в небольшом Александровском поселке. Для верующих людей это было более значимым, чем иметь кусок хлеба. В то время насчитывалось 3670 верующих горожан. К церкви был определен полный штат церковнослужителей: священник, дьякон и пономарь. А в 1835 году этот штат удвоился, так как количество прихожан увеличилось.
Воинствующий атеизм 30-х годов ХХ века не обошел своим вниманием и александровский Спасо-Преображенский храм. Вот тут-то и нужно вспомнить про крепость кладки храма. Максимум, что удалось сделать большевикам – это растащить иконостас и снести купол. И всё. А стены, говоря образно, только слегка поцарапали. В годы войны в храме размещалось общежитие, а часть здания использовалась в качестве складских помещений.
27 сентября 1990 года Совет по делам религий при министерстве СССР постановил: «Зарегистрировать религиозное общество русской православной церкви в городе Александровске и передать обществу для молитвенных целей здание бывшей церкви».
Этот уголок Урала – Соликамск, Березники и, конечно же, Александровск обязательно стоит посетить паломникам. А адрес Спасо-Преображенского храма в Александровске даже и называть не стоит. Он расположен так, что его крест и купол видны из любой точки города.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.