Калерия Волкова выросла на сказках, которые сочинял и рассказывал ей дедушка. Он и сам был, как из сказки, одна из которых прославила его на весь мир. Читатели детских библиотек месяцами ждали своей очереди, чтобы получить «Волшебника Изумрудного города». А маленькой Калерии повезло: дома было много книг о приключениях девочки Элли и её друзей. И их автор всегда был рядом – лучший на свете дедушка Александр Волков.
Редкое имя внучке дал именно он. Так звали его жену, которая до рождения малышки не дожила. Александр Мелентьевич, любивший необычные имена, и своих сыновей нарёк Вивианом и Ромуальдом. Писатель мечтал о дочке, а появлялись у него мальчики. Поэтому Калю он считал подарком свыше.
Большая семья Волковых жила в крошечной квартирке на окраине Москвы. Отец Кали работал, у мамы всё время отнимали младшие сыновья-близнецы. «И меня приватизировал дед», - говорила Калерия Вивиановна. В детстве она была уверена, что у неё два отца: один – папа Виля, а второй – папа Саша. «Папа Саша» и воспитал девочку. Для неё он каждый день на ходу придумывал сказки. Если внучка, например, не хотела есть, дед рассказывал о маленьком Миклушечке, который обитает у неё в животе. Живот урчит, значит, Миклушечка просит еды. Жалостливая Каля слушала и ела.
Совместных радостей деда и внучки прибывало с каждым годом. Александр Мелентьевич научил Калю читать. Потом они вместе стали ездить на рыбалку, потом вместе делали уроки и вместе плакали над хорошими фильмами, даже если смотрели их не по одному разу. И в чудеса верили тоже вместе: два ребёнка - маленький и большой. Верующий христианин – Волков и внучке передал трепетное отношение к религии. Калерия Вивиановна говорит, что когда она заходит в церковь, всегда как будто разговаривает с дедом.
Когда Волков готовил второе дополненное издание своего «Изумрудного города», внучка наблюдала за баталиями, которые происходили между дедом и художником книги. Волков, отстаивая свою точку зрения на то, какой должна быть главная героиня, показывал на Калю: «Да я всё знаю про маленьких девочек! Вон у меня внучка - Элли ровесница!».
Время бежало, а новые поколения читателей всё просили Волкова написать продолжение приключений Элли. И он – добрейшей души человек, писал, понимая, что этим помогает сохранять ребятам детство. Каля уже вышла замуж, когда случился курьёз. Увидев свидетельство о браке внучки, дед неожиданно сделал открытие: «Боже мой, а ведь Элли за двадцать пять лет выросла! Как же я её отправлю в Волшебную страну? Взрослым туда нельзя!». И тут же заменил героиню на её малышей-племянников, о существовании которых пять минут назад даже не подозревал.
Калерия Вивиановна стала учителем математики. Этим она пошла в деда – он тоже преподавал точные науки. Литературу называл своим хобби и очень стеснялся собственной известности. Каля даже не думала никогда, что живёт в семье знаменитого писателя. И удивлялась, наблюдая сцену в поликлинике, когда врач спросила Волкова, не он ли написал «Волшебника»? Дед смутился и ответил: «Тёзка-однофамилец».
Александр Мелентьевич скончался в 1977 году. Но в его квартире всё остаётся прежним. Калерия Вивиановна сохранила не только обстановку, но и атмосферу, которую создал Волков. Она сделала это не для того, чтобы не расставаться с детством, главное место в котором занимал дед, а для подрастающего поколения семьи: своих корней забывать нельзя.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.