Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 12-28
12 Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
По мнению некоторых толкователей, притча, которую мы только что услышали, имела самое непосредственное отношение к реальным и хорошо известным слушателям Христа событиям. В ней говорится о царе и о его стремлении вступить в управление государством, о нежелании части граждан видеть своим царём этого человека. Очень схожая ситуация возникла у одного из наследников Ирода Великого — Архелая, когда он попытался вступить в управление Самарией, Иудеей и Идумеей на фоне сопротивления со стороны граждан этих областей Палестины. Реальность этих исторических событий легла в основу объяснения Христом духовных истин о доверии Бога человеку и об испытании, необходимом для получения этого доверия. Мы понимаем, что доверие человека к человеку может быть дано авансом на краткое время. Но настоящее доверие - это всегда следствие испытания. Все мы помним школьную истину о том, что сначала человек работает на авторитет, а потом авторитет на человека. Доверие нужно заслужить, а заслуженное доверие даёт некоторую свободу и, может быть, небольшие, но крайне приятные привилегии. Бог испытывает человеку через, казалось бы, незначимые будничные мелочи. Мы зачастую склонны не обращать на них внимания и относимся к ним без должной серьёзности, ожидая настоящего дела и настоящего испытания. Но ни того, ни другого не будет, если в том малом, что нам даётся, мы не сможем проявить себя как верные соработники Бога. У каждого из нас есть своя, может быть очень малая, но крайне важная область ответственности. То, насколько мы сможем быть христианами в этой области, определяет не только нашу дальнейшую земную жизнь, но и вечную участь. Постараемся помнить об этом и не пренебрегать каждой, даже самой малой, возможностью показать Богу, что мы, может быть, грешные и нерадивые, но, тем не менее, искренние и преданные Его чада.