Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12

01 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.

03 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12 (прот. Павел Великанов)
73717.p

Притча о злых виноградарях

Мк., 53 зач., XII, 1-12 (прот. Павел Великанов)

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча о злых виноградарях, которую мы только что слышали, была произнесена Иисусом в Храме вскоре после изгнания из него торговцев. Иисуса окружают служители храма, священники, старейшины, фарисеи — вся духовная элита — и уже прямо задают жёсткий вопрос: Ты кто такой, чтобы вести Себя здесь столь дерзко? В ответ звучит сегодняшняя притча — очень хлёсткая для слуха окружающих. Можно сказать, эта притча — апогей напряжённости в отношениях между Иисусом и духовными властями. Она настолько прозрачна и понятна слушателям, что её смысл не требовал каких-либо усилий для истолкования.

Итак, о чем же эта притча? Об арендаторах виноградника, которым однажды поверили. Но они настолько привыкли хозяйничать в этом винограднике, что когда стали появляться слуги собственника, а потом уже и сам наследник — они всех выгоняли и убивали. Нам может показаться такая ситуация несколько искусственной — но для Палестины подобные случаи не были редкостью. Как правило, собственники, богатые люди, жили в крупных городах, нередко — очень далеко. Целесообразность дальних путешествий, которые не только были связаны с большими расходами, но и представляли реальную опасность для жизни — ради какого-то виноградника в самом что ни есть захолустье — не особо радостная перспектива. Понимая всё это, у арендаторов был вполне реальный шанс создать ситуацию, при которой собственнику было бы проще «махнуть рукой» на этот бедовый виноградник — от которого, возможно, особо и прибытка-то не было. И цель злых виноградников тогда была бы достигнута — тем более, когда они убили единственного наследника.

В сознании иудеев образ виноградника — это широко распространённый символ, обозначавший весь еврейский народ, некогда избранный Богом для особой миссии. Поэтому окружающие сразу поняли, о чём в притче речь. Они прекрасно знали всю правоту слов Иисуса — и поэтому возразить им было нечего. Их сердца вовсю кипели яростью — если бы не народ, для которого Иисус был как минимум пророком — Его тут же, на месте, в храме, растерзали бы. Но что же так вывело из себя духовных лидеров?

Притча искусно ударяет в самую сердцевину иудейства: всё строится вокруг Бога, Его заповедей, богослужения — но в действительности Живой Бог для этой религиозной системы не нужен, Он — не более чем помеха в достижении вполне корыстных целей. Виноградник — целиком в руках виноградарей, которые мастерски его возделывают и тем самым себя обеспечивают. И никакое появление настоящего хозяина для них не допустимо в принципе. Но расплата неизбежна: господин не пощадит виноградников. В живых никого не останется, а на их место придут другие — более порядочные, которые не будут столь нагло пытаться присвоить себе чужое.

После этой притчи религиозным лидерам стало окончательно понятно: с Иисусом им не договориться. Он должен быть убит. Чтобы не мешал. Нет никакого Сына Божия. Это всего лишь смертный человек. И они это докажут! С этого момента притча стала воплощаться в жизнь.

Как важно помнить, что всё в нашей жизни — дар Божий, данный нам всего лишь на короткое время. Да, в данный момент — всё в наших руках, и так хочется поверить, что это — наша собственность на веки вечные. Но всегда приходит момент Х, когда не только руки оказываются пустыми, но и на нас пристально смотрят в ожидании ответа. Кто ты — наглый вор, возомнивший себя самопровозглашённым хозяином? Или же ты — добрый труженик, радующийся самой возможности трудиться и приносить богатый урожай для своего хозяина?

И каждый из нас ежедневно, ежечасно находится между этими двумя точками: жизни только ради себя — или ради служения Богу и ближним.

Помоги же нам, Господи, почаще делать правильный выбор!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!