Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста — один из двунадесятых праздников Православной Церкви. В этот день мы снова предстоим вместе с апостолами перед Распятым Спасителем, и слышим слова евангелистов, описывающих последние часы земной жизни Иисуса.

Не сразу крест как таковой стал основным отличительным знаком христиан. Потребовалось достаточно времени, чтобы через осмысление всего происшедшего выкристаллизировался этот главный идентификатор христианства — крест с распятым на нём Спасителем мира. Давайте попробуем хотя бы немного внимательнее всмотреться, а что же на самом деле мы декларируем — когда осеняем себя крестным знамением, надеваем на шею нательный крестик, изображаем крест или его целуем?

Конечно, можно сказать, что тем самым мы декларируем, что мы — христиане. Да, есть и такая сторона. Иногда она может оказаться очень важной — вплоть до цены жизни. Как это случалось с мучениками и исповедниками — когда отказ от креста был равносилен отречению от Христа. Но если мы находимся не во враждебной среде, и нас никто не принуждает к отречению — наверное, смысл не только в этом.

Можно увидеть в кресте символ победы над диаволом, грехом и смертью. Тогда логичен вопрос: а почему крест — а не изображение Воскресшего Христа?

А можно всмотреться в крест и увидеть в нём первооснову всего бытия: крест — это образ присутствия Бога в сотворённом Им мире. Есть такой красивый рассказ о предвечном совете Пресвятой Троицы: Бог Отец говорит Сыну: «Создадим мир!» и Сын отвечает: «Да, Отче!». «Но этот мир, — продолжает Отец, — отпадет от своего пути, и для того, чтобы его спасти, Тебе придется стать человеком и умереть». "Да будет так!«— говорит Сын...

Ещё до создания мира Бог уже знал, какова будет цена самой возможности человеку быть свободным и счастливым: Бог, ставший смертным человеком, чтобы быть мучительно убитым на Кресте. Предел жертвенной любви. Полная, абсолютная отдача Себя — ради других. Умереть Самому — чтобы остальные получили антидот бессмертия.

И если смотреть на крест через такую призму — то прежде чем размашисто махать рукой, хорошенько задумаешься. Ведь это не какая-то «магия креста», автоматически отгоняющая зло и привлекающая добро. Всякий раз, налагая на себя крестное знамение, мы обличаем себя: мы примеряем на себя Его отношение к нам — и тем самым задаём вопрос — а я — хотя бы в тысячной доле — так умею любить? Бескорыстно? Безусловно? Без задней мысли «попользоваться» хоть чем-то?

И если наш честный ответ будет — «увы, нет!» — само по себе крестное знамение так и останется лишь внешней декларацией нашего вероисповедания, не дав нам прикоснуться к базовой тайне бытия — Крестной любви Божией. И не только прикоснуться — но и получить от неё мощный, живительный импульс жизни.

Научи же нас, Господи, не только устами и руками почитать Твой Честной Крест — но и быть живыми продолжателями дела Твоей Крестной любви в этом мире!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!