Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14,17-20. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14,17-20

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который мы только что услышали, рассказывается о двух событиях, произошедших во время пребывания Христа в Иерусалиме. Оба события очень нестандартны и выбиваются из общего ряда слов и дел Спасителя. Речь идет об изгнании торговцев из храма, то есть проявлении гнева, а также о проклятии растения, которое по причине неодушевленности не может нести моральную ответственность за свои действия. Странные поступки. Как все это можно объяснить?

Иерусалимский храм был сердцем религиозной жизни Израиля. На каждый праздник сюда стекалось множество народу, особенно на Пасху, в преддверии которой и происходят описываемые события. Люди шли издалека, чтобы принести жертву Богу. Жертвоприношение считалось эпицентром религиозной жизни еврея. Без него не могло быть и речи о полноценном общении с Творцом. Во дворе храма было множество торговцев жертвенными животными, скотом и птицей. Пользуясь тем, что паломники пришли издалека и не имеют возможности привести дар Богу с собой, они нещадно завышали цены на свой товар. Иными словами во дворе храма процветала спекуляция. Все это делалось с молчаливого согласия священноначалия. Вместо того, чтобы всячески способствовать полноценному общению своего народа с Богом религиозные лидеры евреев, преследуя личную выгоду, создавали для этого препятствия. Да и для самих людей все это было в порядке вещей. Именно это равнодушие, цинизм и религиозный инфантилизм возмущают Христа, пробуждают в нем праведный гнев.

Случай со смоковницей еще сильнее оттеняет произошедшее в храме. Дело в том, что в еврейской письменности смоковница, или по-нашему, инжир, – это символ Израиля. Как и это дерево, которое своей богатой кроной защищало усталого путника в летний зной, и поддерживало его силы сочными, вкусными плодами, еврейский народ был призван оказать подобную милость всему человечеству – подарить ему любовь и привести к вере в Единого Бога. Но это было бы возможно лишь в том случае, если бы и сам Израиль сохранил эту веру. Ситуация в храме свидетельствовала ровно об обратном. В этом Израильский народ был очень похож на ту смоковницу, которая встретилась Господу на пути. Она привлекала своей густой листвой и намекала на то, что на ней можно найти сочные смоквы. Однако плодов там не нашлось. Дерево было больным, оказалась обманкой, пустышкой. Так и Израильский народ, имел все внешние атрибуты подлинной религии, однако внутри давно истощился, увял, засох. Именно на это всем окружающим намекает Христос своим странным на первый взгляд действием. Проклятие дерева обнажает подлинное духовное состояние Израиля. Более того, оно одновременно является и пророчеством о его судьбе. Еврейский народ постигнет та же участь, что и неплодоносное, засохшее дерево, которое срубают и сжигают. Так и произошло в 70 году, вскоре после распятия Христа. Римляне захватили Иерусалим, разрушили Храм, еврейский народ рассеялся по всему миру.

Печальный отрывок, скажем мы. Пусть он и о справедливом наказании. Но хотелось бы от Бога получить что-то большее, нежели просто беспристрастный и нелицеприятный суд. Такая реакция – свидетельство того, что мы не заметили в тексте одной небольшой, но важной детали. На фоне этих двух проявлений праведного гнева происходит главное. «Приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их». Речь идет о том же самом Израильском народе, который, на самом деле, страждет от своего неверия и черствости. Получается, что даже наказывая, Господь не оставляет Своих людей. Даже лишая нас Своей благодати, Он любыми средствами устраивает наше спасение.

И это касается не только судеб отдельных людей, но и судеб целых наций. Именно поэтому в христианской традиции существует устойчивая вера и надежда на то, что Господь не оставил Своих соплеменников и ведет их сложным путем к Себе. Однажды они все-таки признают Его как Своего долгожданного Мессию. Израиль войдет в Церковь Христову. Его засохшее древо возродится, обретет свежие силы. И уже в этом новом преображенном состоянии сможет принести Богу и людям плоды веры и любви.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!