Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 1-25,57-68,76,80. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 1-25,57-68,76,80

01 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,

02 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,

03 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,

04 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

05 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

06 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

07 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

08 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,

09 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,

10 а всё множество народа молилось вне во время каждения,-

11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;

17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;

20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.

63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,

76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,

80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 1-25, 57-68, 76, 80 (прот. Павел Великанов)
ph05019

Спас Лоза Истинная

Лк., I, 1-25, 57-68, 76, 80 (прот. Павел Великанов)

1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, 2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, 3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, 9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, 10 а всё множество народа молилось вне во время каждения,- 11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; 14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, 15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; 16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; 17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; 20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: 68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему

76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему

80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Только что мы слышали начальные строки Евангелия от Луки, где повествуется о событиях, предшествовавших рождению Иоанна Предтечи. Перед нами – сначала классический для древнего греко-римского мира пролог, затем – скрупулёзно выстроенное историческое повествование о родителях Предтечи – Захарии и Елисавете, которым было уже глубоко за шестьдесят, но детей у них так и не появилось. Бездетность для иудея – двойная беда: это не только залог нищей и одинокой старости – но и повод для окружающих думать, что таким образом Бог наказывает этих несчастных супругов за какой-то большой грех. Ещё большую остроту ситуации придавало то, что Захария был священником Иерусалимского храма.

Лука рассказывает историю с явлением ангела, который открыл Захарии особое предназначение: ему с женой предстоит стать родителями пророка, который предварит приход Самого Мессии. Неудивительно, что сразу в такую грандиозную миссию Захария не поверил – но наступившая немота, а затем и беременность жены подтвердили правоту ангельского благовестия.

Евангелист подробно описывает рождение младенца, наречение его Иоанном, приводит слова благодарения со стороны прежде бывших неплодными родителей – и на этом останавливаться не будем. Подумать стоит вот над чем: почему Захария поначалу отказался поверить ангелу? И почему ангелу пришлось прибегать к особым, сверхъестественным способам, чтобы побудить Захарию преодолеть своё неверие? Неужели Бог не мог заставить Захарию выполнить возложенную на него миссию – по необходимости, вынужденно?

Мы подошли к очень важной теме. Христианство утверждает: Бог не может спасти человека без желания самого человека. Все отношения, которые выстраиваются между Богом и человеком – это отношения соработничества, взаимодействия, «синергии», или, мне очень нравится этот образ – резонанса. Бог – наш главный «резонатор»: пока мы молчим, вокруг нас – полная тишина. Когда мы начинаем говорить – слышен только наш голос. Но когда мы направляем этот голос к Богу – он обретает такую мощь, которой позавидует любая звукоусиливающая аппаратура. Но как только мы замолкаем – вокруг опять воцаряется тишина. Бог никогда не будет говорить вместо нас, подменять Собой наш голос, вторгаться в наши хотения и устремления, «подминать их» под Себя. Нет, наш Бог – бесконечно тактичен и деликатен: Он никогда не пропускает даже самых малейших наших движений, намерений и слов – и готов всячески их поддерживать – если только они не разрушительны и опасны. Но голос – остаётся полностью в нашей власти.

Как важно об этом помнить, особенно когда мы пытаемся сбросить на Бога утомившее нас бремя свободы, когда на языке крутится желание сказать: я устал, мне ничего не надо, делай со мной, что Ты, Господи, хочешь! И весь парадокс заключается в том, что Бог в такой ситуации оказывается совершенно беспомощным: Он не будет нам ничего навязывать, заставлять или принуждать. Он может только лишь разложить перед нами всё множество вариантов – но какой из них выбрать, или вообще не выбирать ничего – зависит только от нас!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!