Книга пророка Исайи, Глава 58, стихи 1-11. Комментирует - Библия
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 58, стихи 1-11

01 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.

02 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:

03 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

04 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

05 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

06 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

07 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

08 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

09 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;

11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

Читает и комментирует Библейские чтения. Вторник первой седмицы
69-5

Бог Саваоф. XIV в.

Вторник первой седмицы

Книга пророка Исаии, Глава 1, стихи 19-31, Глава 2, стихи 1-3.

ГЛАВА 1.

19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы.
22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;
23 князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!
25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;
26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: "город правды, столица верная".
27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою;
28 всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся.
29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.
31 И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.

ГЛАВА 2.

1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Ветхий Завет описывает действия Бога в этом мире, используя яркие, живые образы. Зачастую это гром, молния, вихри и землетрясения. Возникает очень грозный облик Бога Израиля. Он приводит грешников и врагов Своего народа в трепет и ужас. Однако если присмотреться к тексту, мы увидим там и другие сравнение. И самое важное среди них — образ брачного союза. Господь не вселенский тиран, который стремится подавить волю всякого, кто стоит у него на пути. В первую очередь Он любящий жених. А Израиль — Его невеста. Жених любит свою невесту. Он все делает ради нее. Ему необходимо лишь одно — ее верность и ответная любовь.

Какое горе для человека, когда его избранница, которой он отдает всего себя, изменяет ему и уходит к другому. Именно так поступает Израиль по отношению к своему Творцу. Поэтому пророк Исаия, описывая отпадения евреев от Бога, говорит о супружеской измене. Иерусалим, столица Иудейского царства, изображается как публичный дом. В нем собираются воры, убийцы и всякий сброд. Некогда святой город, символ еврейского царства, из невесты превратился в блудницу. Единственное, что служит напоминанием бывшего величия — серебряные украшения. Да и те окислилось и покрылись примесями свинца. Что сделает любящий муж, окажись он в такой ситуации? Конечно, пойдет искать свою заблудшую жену. Это же делает и Господь. Он говорит, что скоро придет, и отомстит всем, кто довел его любимый народ до такого состояния. Израиль будет очищен посредством скорбей. «Как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя всё свинцовое», — говорит Бог устами пророка.

Слова Исаии содержат не только обличения и угрозы. Из второй части отрывка мы узнаем, что после суда наступят времена торжества справедливости и правды. Это будет связано с тем, что гора Господня возвысится над другими горами и холмами. О чем идет речь? В библейской письменности «горой Господней» называли гору Мориа. Это возвышенность, на которой находился Иерусалимский храм. Она является символом истинного богопочитания. Другие горы и холмы — это возвышенности, на которых обыкновенно устраивали языческие капища и приносили жертвы идолам. Возвышение горы Господней — символ того, что в определенный момент истории истинное богопочитание победит ложное. К этой горе пойдут все народы. То есть все оставят поклонения ложным Богам и придут к Единому истинному Богу.

Уже в древние времена эти надежды были связаны с приходом человека, который избавит мир от высшей несправедливости — от греха и смерти. Для того, чтобы указать на этого человека библейская традиция использует слово «помазанник». То есть тот, кого благословил на эту высокую миссию Сам Господь. В еврейском языке слово помазанник звучит как Машиах или Мессия. В греческом используется слово Христос. Поэтому очень логично, что христиане в образе горы Господней, к подножию которой придут все народы, всегда видели Церковь. Именно ее основал Спаситель для того, чтобы она включила в себе все национальности. Чтобы каждый человек, кто откликнется на Его призыв, смог принять участие в том новом мире, который Он создал, пролив за каждого из нас Свою кровь на кресте.

Бытие, Глава 1, стихи 14-23.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Еще несколько десятилетий назад даже в рамках школьной программы можно было услышать такое утверждение: «Наука доказала, что Бога нет». В университетах существовали кафедры научного атеизма и люди всерьёз утверждали, что наука и религия противоречат друг другу. К сожалению, сами верующие поддались этой манипуляции и, в свою очередь, стали считать науку чем то, что противоречит их вере. На самом же деле, если помнить о том, что Бог не материален и как Творец мира находится вне него, станет понятно, что ни одна естественная наука своими методами не может Его исследовать. Физика, химия, биология и все естественные науки изучают материю мертвую или живую. Если бы наука имела возможность доказать бытие Божие своими научными средствами, это означало бы что Бог оказывается частью материального мира и естественно ни каким Богом с большой буквы уже не является. Выходит, если физик говорит «Бога нет», это не значит, что Его действительно нет, это значит лишь то, что Бог не поле, не волна, не вещество, ни что другое из материального мира, который эта самая физика исследует.

Почему же считалось, что наука что либо доказала? Разве ограниченность науки не была очевидна? Ответ прост. Речь в первую очередь шла о биологии и теории эволюции в частности. Логика была такова: если жизнь развивается сама по себе, значит Библия, которая говорит о том, что Бог сотворил мир, ошибается. А раз Библия ошибается, значит и Бога нет.

Конечно последний вывод не следует из предыдущего, и если неправа Библия, это совсем не значит, что Бога нет как такового... Другое дело, что проповедникам атеизма казалось, что такая логическая оплошность не так страшна и можно её не учитывать.

Но на самом ли деле наука противоречит идее творения?

Сегодняшнее чтение начинается с утверждения, после которого практически любой биолог так или иначе перестает рассматривать Библию в серьез. Дело в том, в четвёртый день, о котором сегодня идет речь, Бог создает светила, большое и малое, для отделения дня от ночи. И всё бы ничего, но в третий день Бог создает траву сеющую семя и древо плодовитое по роду его. Сначала трава, а потом солнце? Как к этому можно относиться всерьез?

Но в том-то и дело, что книга бытия — не трактат по биологии. Ее вполне можно воспринимать всерьез, если извлекать из нее не биологическую, а религиозную информацию. В тексте есть своя поэтика, свой особый образный язык, свои законы построения... В данном случае биолог может не переживать, потому что свет Бог сотворил в первый день. Кроме того и само слово «день», по-еврейски «йом» не обязательно переводиться как день, оно может означать и просто любой период времени: день, год, эпоху...

Объяснений появлению солнца и луны в четвертый день довольно много. Одно из них может состоять в том, что в первые три дня создается материя, в во вторые три дня она оформляется. Возможны и другие варианты... Для книги Бытия важнее другое: солнце и луна, которые воспринимались в Египте как боги, оказываются просто светилами, которые помогают различать день и ночь. Снова и снова мы видим как Моисей борется с языческим восприятием мира. Ему важно показать, что материя не самобытна и не имеет собственной творческой силы... И в то же время Бог не творит из ничего рыб и птиц, но говорит: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... И далее: и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода... Так кто же Творец? Кто создает? Конечно же, Бог! Это главная весть Библии... Но он творит материю и отвечая на Его творческое повеление, она откликается и производит остальное...

Конечно, творение мира — это тайна. Именно поэтому в Церкви нет однозначного толкования дней творения и того, что в них происходило. Есть люди, которые верят, что каждый день был равен нашим суткам, есть те, кто верят, что Бог вообще все сотворил мгновенно, наконец есть в Церкви люди, которые верят, что Бог сотворил материю и направлял ее эволюционное развитие... Эти взгляды очень разные, но в одном они сходятся: Бог Творец и управитель мира и именно Ему мы должны быть благодарны за тот прекрасный мир, в котором живем.

Притчи Соломона, Глава 1, стихи 20-33.

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
22 "доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;
25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла".

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы сравним первую половину первой главы книги Притчей Соломона с ее второй половиной, то легко заметим: автор меняет действующее лицо своей книги. Если в начале он говорил от своего лица, то далее он передаёт слово самой премудрости, и мы слышим ее прямую речь. Можно считать это простым риторическим приёмом, а можно и видеть в лице Премудрости Христа Спасителя. Важно, что ее голос — «премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою» — это не голос человеческой мудрости. Она превосходит то, что может предложить нам в качестве назидания человеческий гений. Премудрость ничем не ограничена, она изливается повсюду. Она представляет собой такую силу, которая возвещает о себе в мудром устройстве природы, в совести, в действующем в нас внутреннем нравственном законе, в судьбе людей. Ее следы видны повсюду. Она не скрывается от человека. И меньше всего она похожа на какое-то тайное знание, доступное лишь посвящённым. Именно по этой причине, по причине ее общедоступности, потому, что мимо премудрости можно пройти лишь сознательно закрыв глаза и уши, она так строго говорит о суде над теми, кто поступает неразумно, кто закрывается от неё и полагает, что существует некое какое-то иное знание, благодаря которому можно благополучно устроить свою жизнь. Очевидно, что у премудрости есть свои проводники, есть те, кто, образно говоря, является ее устами, ее носителями. Если оставить за скобками собственно Священное Писание и мудрое устройство видимого мира, то устами премудрости может быть любой человек. Абсолютно любой. Вне зависимости от возраста, пола, национальности, уровня образования и, как ни странно, нравственного состояния. Бог в силах при определённых обстоятельствах сделать глашатаем премудрости любого человека. Поэтому крайне важно быть предельно внимательными друг к другу. Да, чаще всего наши слова — лишь человеческие слова, но бывает, что через нас говорит Сам Бог. Внутри самого себя увидеть такие моменты невозможно. Невозможно сказать, что то или иное моё слово — слово премудрости Бога. Но вместе с этим вполне возможно увидеть слово премудрости в другом человеке. Как это сделать? Очень просто: если слово кого-то из наших ближних побуждает к покаянию, к исправлению самого себя не через риторические приёмы, а лишь по своей внутренней силе, по тому, как оно откликается в сердце, значит это говорит не человек, это говорит Бог через человека и относиться к таким словам надо именно так — как к словам Самого Бога.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!