Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 1-18. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 1-18

01 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,

02 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

03 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,

04 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;

05 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

06 и узрит всякая плоть спасение Божие.

07 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

08 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

09 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

10 И спрашивал его народ: что же нам делать?

11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?

13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,-

16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Читает и комментирует Евангелие от Луки. Глава 3, стихи 1-18 (прот. Павел Великанов)

Jesus_Christ_Pantokrator_II_mw9Лк., III, 1-18 о.Павел Великанов

1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,-
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелист Лука остаётся верен своей исторической дотошности, когда начинает повествование об Иоанне Крестителе. Благодаря ему мы с точностью можем сказать, когда именно началось его служение как пророка и проповедника пришествия Мессии. Поскольку Тиберий правил с 14-го по 37-й год по Рождестве Христовом, значит, начало проповеди Иоанна Крестителя приходится между сентябрём 27 и октябрём 28 года.

Содержание его проповеди было шокирующим для слушателей: он призывал к крещению покаянием с полным погружением в воду – что требовалось обычно только для прозелитов – язычников, обращающихся в иудаизм. Сказать еврею, что он – ничем не лучше язычника в очах Божиих – это было очень дерзновенно, если не оскорбительно. Однако те, кто имел ещё не совсем застывшую совесть, не только не обижались, но и буквально бежали вслед за Предтечей, чтобы в водах Иордана положить начало новой жизни, повернуть от греха к праведности.

Как мы видим из текста, Иоанн вовсе не церемонился со своими последователями: он был строг и суров, и его весьма изумляла скорая готовность вчерашних грешников измениться и начать новую жизнь в преддверии прихода Мессии. Сказать, что Бог может сделать и из этих безжизненных камней детей Аврааму – считай, что плюнуть в лицо еврею, кичащемуся своим кровным родством с библейским праотцем. Но Предтечу это не останавливает: он прямо говорит то, что думает, обличая пороки и лицемерие приходящих. Для многих это было сродни шоку: когда без всякой дипломатичности, в обход даже обычных норм уважения тебе говорят правду в лицо, неизбежно возникает вопрос: а как быть дальше-то? что делать теперь? Ответы Иоанн предельно просты: сборщикам налогов – не использовать своё служебное положение в целях личного обогащения, не требовать сверх установленной налоговой ставки. Воинам – никого не обижать, пользуясь своей силой и властью, не оговаривать невиновных, не роптать на своё жалование. Остальным – вполне универсальный совет: если видишь нуждающегося, поделись с ним тем, что у тебя есть: хоть одеждой, хоть пищей. Перестать жить только ради себя и показать делами, что есть в жизни место Богу – потому что приближается Мессия, у Которого не будет никаких «полумер», а всё проявит свою подлинную сущность – вот краткое резюме его проповеди.

Что же такое «крещение Духом и огнём», о котором пророчески говорит Предтеча? В нашем сознании крещение как понятие неотрывно связано с водной стихией. Однако в греческом языке крещение – это именно «погружение»: то есть речь идёт о том, что Мессия будет «погружать» в Дух и огонь. И это действие оказывается разделяющим: кто-то оказывается пшеницей, которую собирают в хранилища – а кто-то – соломой, которую сжигают.

Дальнейший ход событий показал всю точность этого пророчества. Христос действительно оказался камнем преткновения для одних – и долгожданным Спасителем для других. Рядом со Христом стало невозможно сохранять «нейтралитет»: человек либо увлекался Его учением, либо становился Его врагом. Вместе со Христом в жизнь людей входила очевидность: то лучшее и то худшее, что дремало где-то в потаённых глубинах души, выходило на поверхность и показывало тайники человеческого сердца. И это было не какое-то спонтанное, случайное решение: к этому выбору человека подводила вся долгая цепочка его ежедневных решений.

Для христианина нет ничего удивительного в том, что это «крещение Духом и огнём» является вполне привычной – с позволения сказать – «процедурой». Я имею в виду причащение Святых Христовых Таин – когда мы принимаем в себя Самого Воскресшего Спасителя. Сложно – да и не нужно – объяснить внешнему человеку, что именно происходит во время причащения. И дело здесь вовсе не в каком-то особом душевном состоянии – мира, покоя, радости – которых может и не быть – по разным причинам. Это событие какого-то иного порядка, иного масштаба – вовсе не только и даже не столько психологически-душевного, сколько – экзистенциального, бытийственного. Причащающийся прикасается к невыразимой словом и чувствами Тайне присутствия Живого Бога в этом мире – и тем самым проверяет и свою собственную жизнь – туда ли она движется, кто ты – друг ли и соработник Богу – или же враг Ему – при всей внешней атрибутике самого-что-ни-на-есть-православного.

Давайте же, дорогие братья и сестры, не будем пренебрегать той уникальной возможностью, которая предоставлена нам, христианам – почаще проверять – и поверять себя – участием в Божественной Евхаристии!

 

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!