Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12

02 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

03 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

04 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

05 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

06 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

07 Посему оставит человек отца своего и мать

08 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

09 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12 протоиерей Павел Великанов
456px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_079

Моисей, разбивающий скрижали. Рембрандт, 1659 год

Мк., X, 2-12 

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведётся с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от неё;
12 и если жена разведётся с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Нет ничего удивительного в том, что для очередного испытания Христа фарисеи избрали именно вопрос допустимости второбрачия. Казалось бы, о чём здесь спорить? В Законе всё подробно прописано: Бог – сторонник только строгого единобрачия. Но это только одна сторона вопроса. На практике же развод существовал, причём наиболее уязвимой стороной была женщина, с которой муж мог развестись по любой причине. Она ведь – просто одушевлённая вещь, собственность хозяина, какие у неё права? Основание могло быть только одно – если муж в жене нашёл «что-то противное». Одним словом, не надо быть искусным толкователем закона, чтобы понять: при желании найти «что-то противное» можно у любой, даже самой замечательной во всех отношениях женщины. Плохо приготовила блюдо, заговорила с незнакомым мужчиной, или даже просто повысила голос – и основание для развода уже есть. Причём согласие самой женщины для развода не требовалось: её всего лишь письменно уведомляли, что отныне она уже не жена и может дальше распоряжаться своей судьбой как ей угодно.

Неудивительно, что такая бракоразводная практика привела к тому, что женщины просто боялись выходить замуж, настолько был непрочен институт брака. Кроме того, необходимо вспомнить и о сильном влиянии римского права, где брак был легко расторгаем и отсутствовали многие ограничения, имевшиеся в иудаизме. Кровосмесительный и преступный брак Ирода Антипы на бывшей жене своего брата – Иродиаде – был ярким показателем того, насколько далеко могла уходить практика от традиционных для иудаизма принципов.

На этом фоне категоричные слова Иисуса о единобрачии прозвучали вызовом. Причём вызовом настолько жёстким и сильным, что даже самые близкие ученики Христа загрустили и сказали: «Ну, тогда уж лучше вообще не жениться!…». Вот почему евангелист Марк пишет, что даже когда уже остался совсем узкий круг, апостолы снова возвращаются к этому вопросу.

В чём же причина такого решительно однозначного подхода, исключающего столь желанную иудеям возможность множественных толкований? Как это может вместить и наш слух, когда каждый второй брак, согласно статистике, распадается?

В Своём ответе Спаситель отсылает нас к началу мироздания, к тому замыслу, который был заложен Творцом в создании мужского и женского пола. Нерасторжимое единство – вот как можно описать ту цель, ради которой и был установлен Богом брак. Не только размножение, но восполнение друг другом неполноты и преодоление своей ограниченности. Замечательный английский писатель Гильберт Честертон отмечал, что по мужским стандартам любая женщина – сумасшедшая, по женским стандартам любой мужчина – чудовище, мужчина и женщина психологически несовместимы – и слава Богу! Есть куда стремиться и мужчине, и женщине – к единству, заповеданному Богом. Сергей Аверинцев в своей замечательной статье «Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи» – что я настоятельно рекомендую всем почитать – пишет: «Будут двое во едину плоть», – обескураживающая, неожиданная точность этих слов стала мне окончательно ясна, кажется, только после моей серебряной свадьбы. Не казённая «ячейка общества». Не романтический «союз сердец». Единая плоть. Благословенная трудность семьи – в том, что это место, где каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни – к Другому.

Но ведь Другой – это и есть тот самый евангельский Ближний, который на Страшном Суде и выступит нашим самым главным оправдателем – или же обвинителем! И те линии напряжения, которые неизбежны в любом настоящем браке – не более чем показатели, что есть над чем работать и мужу, и жене. Учиться выстраивать отношения друг с другом. Приобретать навык уважения безграничного и искреннего к чуждой тебе позиции другого. Находить время и силы для предельно открытого и честного общения друг с другом, чтобы вовремя избавляться от мелких и крупных булыжников, носимых за пазухой. Не пытаться припудривать уже раскалившиеся докрасна отношения дипломатичностью и показным благодушием – а учиться помогать друг другу, преодолевать недопонимания, избавляться от претензий и обид. И всё это – именно тот самый благословенный Богом подвиг брачного жительства, отказ от которого равносилен отказу от спасения и преображения собственной души. Гораздо легче перечеркнуть так и не сложившиеся отношения, и с облегчённым сердцем побежать за другим счастьем. Да только одна беда: от себя не убежишь. Да и счастье так и не догонишь.

Помоги же нам, Господи, научиться быть мудрыми и добрыми строителями спасительных – а не разрушительных! – отношений друг с другом!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!