Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38; Глава 22, стихи 1-8. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38

37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.

38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 1-8

01 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,

02 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

03 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

04 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

05 Они обрадовались и согласились дать ему денег;

06 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

07 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

08 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38, Глава 22, стихи 1-8 (прот. Павел Великанов)
445px-Cimabue01

«Поцелуй Иуды»
(Чимабуэ, конец XIII века).

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38, Глава 22, стихи 1-8.

37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

ГЛАВА 22.

1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
5 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

История предательства Иудой Искариотом своего Учителя вот уже на протяжение двух тысяч лет не даёт покоя ни богословам, ни писателям. Чего только не напридуманно и не написано – кто в осуждение, а кто и в оправдание этого поступка, ставшего притчей во языцех. Почему именно Иуда – а не какой-то другой ученик – стал предателем? При том, что в Евангелии достаточно мест, где мы видим, как между учениками возникает то распря, то они начинают прекословить Христу, то просто находятся в какой-то параллельной вселенной по отношению к словам Учителя. В подобных конфликтных ситуациях Иуды нет: он всегда находится в тени – при том, что именно у него – вся казна этой немногочисленной группы. Другими словами, ему однозначно доверяют. И этот, казалось бы, на редкость безупречный ученик – вдруг становится предателем.

Конечно, мы до конца никогда не сможем понять, что же именно двигало Иудой, когда он решился на предательство. Была ли тому причиной его болезненная алчность, любовь к деньгам – тогда непонятно, почему он раскаялся и швырнул обратно к первосвященникам полученные тридцать сребренников. Может, это было глубокое разочарование в Иисусе как потенциальном вожде народного восстания? Или – это была безумная попытка спровоцировать своего Учителя на более активные действия, чтобы показать реальность Его Мессианского достоинства? А может, и вообще было что-то другое – о чем даже сами апостолы и не догадывались. Однако есть одна совершенно очевидная деталь: Иуда, в отличие от других апостолов, был очень скрытным, или, как говорят в народе, «себе на уме». Никто не знал – кроме Самого Христа – какая каша варилась в голове Иуды. В своем внешнем поведении он был вполне корректен. С Учителем не спорил, со всеми дружил, имел ровные отношения. По отношению к деньгам был внимателен и аккуратен. Кроме скрытности, всплывает на поверхности ещё одна черта: это ощущение собственной исключительности. Мы не знаем целиком того тщательно выстроенного плана, который долго вызревал в голове Иуды – предательство было всего лишь одним из шагов. Но судя по силе раскаяния – этот план был гениален. И тем более драматичен его полный провал. Не было бы уверенности в собственной гениальности – и отчаяние не оказалось бы смертельным.

Произошло бы предательство, если бы Иуда был более открыт и искренен? Если бы он не так сильно верил в себя, в свою исключительность? Возможно, и тогда его имя не стало бы нарицательным. Знай другие апостолы о том, какие мысли бродят у Иуды, они бы не оставили это без внимания. Ведь до самого последнего момента, когда вместе с Иудой пришли воины, чтобы арестовать Иисуса, никаких подозрений у апостолов не было и в помине.

Вот почему в молитве, которую всякий раз читают перед Причащением, есть такие слова: «Ни лобзания ти дам, яко Иуда». Неспроста нам напоминают, что путь Иуды ни для кого из нас не закрыт. Чтобы не уподобиться предателю, следует всегда помнить: закрытость, самодовольство, вера в силу своего разума, долго вынашиваемые планы – всё это может в какой-то момент сыграть злую шутку – и думая всех перехитрить, в итоге человек перехитрит только самого себя.

Не доверять себе, не стесняться поверять свои мысли Священным Писанием, быть предельно открытым в общении с духовником и близкими людьми – и никогда не утверждать горделиво, что я-то уж точно Иудой не стану – вот реально работающие способы избежать участи предателя!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!