Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19 (прот. Павел Великанов)

Iscelenie_prokajenixЕвангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

История с исцелением десяти прокаженных – очень неприятна для слуха иудеев. Ещё бы: можно бесконечно долго рассуждать о тонких богословских материях, но чёрную неблагодарность оправдать ничем невозможно. И когда из десяти исцелённых лишь один оказывается не то, что каким-то особенно набожным, а просто нормальным человеком – и это – не иудей, а предатель, иноверец, презираемый самарянин – конечно, такая ситуация бьёт наотмашь по чувству собственного превосходства.

Мысль, которая, скорее всего, посетит многих из нас: «Не, ну мы-то – не такие. Мы всегда благодарны за все благодеяния! Мы помним наших благодетелей, поздравляем их регулярно, и даже ежедневно молимся за их здравие и благополучие!» Вполне допускаю, что так оно и есть. Но та ли это благодарность, об отсутствии которой так скорбит сегодня Спаситель?

Однажды мне пришлось столкнуться с неожиданной ситуацией. Одна пожилая женщина, которая постоянно требовала внимания и помощи, почему-то никак не могла эту помощь просто принимать. Она остро чувствовала себя обязанной что-то обязательно дать в ответ – даже если другому это совершенно было не нужно. Если ей отказывали – даже очень мягко и вежливо – она страшно обижалась. Я долго не мог понять, ну почему нельзя просто словами поблагодарить – и на этом расстаться с миром? В какой-то момент вдруг пришло ясное понимание: прожив долгую жизнь, человек так и не поверил, что добро можно делать совершенно бескорыстно. Без всякой задней мысли. Даже без ожидания того, что там, на небесах, тебе поставят очередную галочку. Это был какой-то глубинный страх оказаться кому бы то ни было чем-то должным. Поэтому и надо было буквально всучить никому ненужную конфету – и таким образом почувствовать себя отблагодарившей, выполнившей этот самой себе придуманный долг. Если попробовать этот долг описать, он бы звучал так: «Ты обязан быть благодарным!»

Нередко мы относимся к благодарности схожим образом. Нам сделали благодеяние – мы пытаемся его «отзеркалить», «отбить» от себя – пусть и несоизмеримо меньшим образом. В светском этикете градациям ответных подарков и визитов уделяется очень много внимания: ещё бы, отсутствие пропорциональной ответной реакции может быть воспринято как оскорбление!

Но Христова этика – совершенно иная. Здесь добрые дела делают просто потому, что это – единственно правильно. Без всяких скрытых «многоходовок». Без тайной мысли, «а как мне это аукнется? повысятся ли мои рейтинги в глазах окружающих?» Делают потому, что просто – любят. Без ожидания ответной реакции. Сказали «спасибо!» – и предостаточно. Ведь в конечном итоге мы – всего лишь распорядители тех базовых благ, которые – не наши, а Божии. И если сквозь наши руки что-то перешло к другим – мы не более чем посредники в этой цепи – а вовсе не источник самих благодеяний.

Поэтому и соответствующая благодарность за любую проявленную к нам милость может быть только одной: это благодарность Богу. Вся жизнь христианина призвана стать сплошной цепью маленьких и больших «спасибо» Господу Богу – которые в итоге превращаются в главное таинство Церкви – таинство Благодарения – Таинство Евхаристии.

Так что если кто-то оказал нам благодеяние – не следует ломать голову над тем, как симметрично воздать благодетелю. Следует и этот факт нашей жизни превратить в ещё один кирпичик нашего строящегося здания благодарности Богу. И находясь именно в такой позиции, легче делать добро другим. Зная, что даже спасибо не скажут. А оно и не требуется нам: ведь нам и без этого уже хорошо, потому что понимаем – другим-то стало ещё лучше!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!