Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 1-12
01 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
02 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
03 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
04 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
05 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
06 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
07 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
08 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
09 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Какие мысли у нас возникают, когда мы слышим про слуг? Наверное, я буду недалёк от истины, если предположу, что слово «слуга» у нас ассоциируется прежде всего с унижением человека человеком. С трудом одного человека на обеспечение базовых потребностей другого. Мы буквально видим утолщённого лоснящегося хозяина, который праздно проводит время и слугу, который в это время обслуживает негу хозяина. Или же мы видим нервозную вечно недовольную даму с мигренью и ручной собачкой, дама эта кричит на свою служанку из-за плохо вымытой посуды или недостаточно ровно заправленной постели. В общем, картина не самая приятная. Нормальному современному человеку одинаково неприятно было бы оказаться как в положение измождённых преуспевших в борьбе за жизненные блага хозяев, так и в положении униженных слуг. Но когда в нашем сознании рисуется такая картина, мы забываем о самом важном свойстве слуг, свойстве, по которому их оценивают. Это свойство можно описать как умение приносить пользу. Именно об этом умении сегодня говорит нам Христос Спаситель. Можно перефразировать Его слова и сказать, что больший из вас пусть постарается быть как можно более полезным для других. Очевидно, что речь идёт не только о мытьё полов или же посуды. Речь идёт о чем-то значительно большем. Но это большее, безусловно, включает себя и бытовые мелочи, в том случае, если это необходимо. Впрочем, человек, который имеет стремление быть полезным для других, вряд ли станет размышлять о допустимых границах пользы. Заботливый отец семейства не только постарается позаботиться о том, чтобы его семья имела все необходимое, для него не превратится в проблему необходимость выполнить какую-то работу по дому. Решение внутренних конфликтов он тоже возьмёт на себя. Когда человек действительно становится большим для своих близких, его забота перестаёт иметь какие-либо границы, она переходит границы определённых сфер деятельности. Она становится всеобъемлющей. Такой человек не станет уподобляться детям, которые спорят между собой о том, чья очередь вытирать пыль и кого из них больше любят родители. Подобные споры — удел тех, кто ещё находится на стадии роста, кто ещё не достиг полной меры ответственности за себя и за своих близких. И, конечно, старший в семье не думает о своём статусе, он думает лишь о благе других, а не о себе самом. Именно к такому внутреннему устроению и призывает нас Христос Спаситель. Дай Бог, чтобы этот закон Христов, закон служения друг другу, стал нашим внутренним и всеобщим законом!