Евангелие от Иоанна, Глава 14, стихи 27-31, Глава 15, стихи 1-7. Комментирует - Евангелие от Иоанна
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 14, стихи 27-31

27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. || Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

29 И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.

30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.

31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.

Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 1-7

01 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.

02 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

03 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

04 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

05 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

06 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

07 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который мы только что услышали, Господь сравнивает себя с виноградной лозой. Этот образ используется Им далеко не случайно. Он очень знаком Его ученикам. Изображение виноградной лозы украшало религиозную утварь и чеканилось на еврейских монетах. Огромная золотая лоза находилась над входом в святилище Иерусалимского храма. Все дело в том, что в священных книгах евреев виноградником Бога называется сам Израильский народ. «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев», – говорит в своей книге пророк Исаия. Итак, виноградная лоза – была символом богоизбранной нации, которая должна была принести обильный плод, подарить миру Мессию.

Однако, есть один важный момент. В той же самой еврейской письменности, особенно у пророков, Израиль часто изображается как засыхающий или дикий виноградник. Виноградник, который перестал давать плоды. Виноградник, в котором нет жизни, потому что он забыл своего Хозяина, ушел от Бога. Именно поэтому он вырождается, умирает.

В этом контексте и звучат слова Спасителя: «Я есть истинная, то есть подлинная, настоящая виноградная лоза. Только соединение со Мной может вернуть ту жизненную силу, которую еврейский народ расточил. Поэтому вас не спасет то, что вы принадлежите к богоизбранной нации. Вне Меня вы засохнете, зачахнете и, в конце концов, умрете». Без сомнения, речь идет о том, что Израиль, как мессианский народ прекращает свое существование. Христос пришел основать новую нацию, Свою Церковь, которая вберет в себя представителей всех национальностей.

Однако на этом Господь не останавливается. Он продолжает детализировать образ. На виноградной лозе бывает две разновидности ветвей: плодоносные и бесплодные. Эти последние зачастую подрезают, чтобы они понапрасну не забирали те живительные соки, в которых так нуждаются другие веточки. Так Господь ясно дает понять, что и в этом новом, наполненной жизненной энергией винограднике, есть и будут такие, кто просто паразитирует на его теле. Они лишь сосут энергию корня, но не приносят совершенно никакого плода. Участь этих ветвей предсказуема. В свое время Хозяин срежет их и бросит в огонь.

Эти слова обращены ко всем нам. Каждый, кто привит к живительному телу Церкви Христовой, то есть получает от нее все необходимые силы для того, чтобы принести добрый плод. Но что это за плод? Иными словами, как определить, что мы получаем живительные силы не напрасно? Может быть, показатель это наши познания в богословии? Может это тщательное исполнение церковных уставов и законов? Может это усердное следование правилам благочестия? Может это добрые дела, в конце концов? Все это верно, но лишь отчасти. На самое главное Христос указывает в самом начале услышанного нами отрывка: «мир Мой оставляю Вам, мир Мой даю вам». Вот он плод подлинной жизни во Христе – тот благодатный мир, который разрастается в сердце человека, пребывающего в Боге. Это та живительная сила, которую мы однажды получили и которую должны преумножить и передать другим. Ведь, в конечном счете, без нее все наши знания, вся наша верность уставу, все наше благочестие, все наше доброделание – это лишь пожухлая листва на ветвях засыхающего растения. А потому не случайно говорил прп. Серафим: «Приобрети дух мира, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!