. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Среда шестой седмицы

205px-John_in_Korovniki_church_-_patriarch_11_Benjamin_(c._1654,_Yaroslavl)Книга пророка Исаии. Глава 58, стихи 1-11.

1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.
2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Церковь по-разному обращается к людям, потому что в религиозной жизни, как и в жизни вообще, есть свои этапы. Если человек ничего о Боге не знает и никогда не задумывался о мировоззренческих вопросах, к нему будет обращена христианская миссия, и содержать она будет самые простые истины. Человек, который встал на путь веры и исправления жизни открывает для себя новый мир, узнает о Боге и Его замысле, открывает тайны собственной души, учится новым отношениям с близкими. Наконец, ....есть те кто давно живёт в церкви и к нему обращено пастырство то есть духовное руководство.

На каждом этапе, читая Священное Писание, человек понимает его по-разному, ему открываются все новые и новые смыслы. Кроме того, очевидно, что в самом Писании есть тексты предназначенные для разных этапов жизни. В Евангелии Христос одни слова обращает ко всем, всех призывая к Себе, другие к фарисеям, обличая их, третьи к ученика — открывая им тайны Царствия Божия.

Многим кажется, что если человек пришел в Церковь, что-то принял на веру, что-то прочитал, совершает определенные положенные действия и все. Все его проблемы решены. Остается теперь только, как сегодня говорят, практиковать свою веру. На самом же деле, жизнь в Церкви — это динамичный процесс, он может быть более или менее активным, но только тогда, когда он есть — человека можно действительно назвать верующим. Как только внутреннее заменяется внешним от религиозной жизни остается одна форма. Но форма способна лишь красиво выглядеть, она не способна жить и сообщать жизнь другим.

В сегодняшнем чтении мы слышим грозное и в то же время простое обращение Бога к своему народу. К тем людям, которые не просто «давно в церкви и ко всему привыкли», к тем, кто по праву считал себя избранным, к тем, у кого был закон, и кому было обещано спасение за его исполнение. Что же было не так? В чем было беззаконие? Ведь они так хотели выглядеть праведными и не оставляли законов... спрашивали Бога о суде и правде и желали приблизиться к Нему. Но их религиозная жизнь не давала плодов... Они все делали так, как полагалось, но Бог не слышал их, точнее они не ощущали Его присутствия. Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь? Как ни страшно об этом говорить, но это знакомое для многих церковных людей чувство... И оно было бы совершенно беспросветным, если бы Бог не ответил на эти вопрошания своего народа.

Чем же оказывается наполнен их пост? Они своевольничают, утруждают ближних, вступают в распри... Таков ли пост, который я избрал, говорит Бог? Может быть он в том, чтобы человек томил себя, гнул свою голову, спал на рубище? Вопрос повисает в воздухе, потому что становится очевидно, что Господь ждет от нас не этого. Но если не этого, то чего же? И Бог отвечает: Борись с беззаконием, раздели с голодным хлеб, позаботься о бедных, одень нагого, и не отворачивайся от нуждающегося...

Как это просто и ясно сказано! Как очевидно! И как далеко от того, чтобы стоять в магазине у полки с печеньем и высматривать в составе сухое молоко, от того, чтобы есть дорогую, но обязательно растительную пищу ресторане... От тех внешних форм, о которых так переживают люди, взявшиеся поститься. Но Господь продолжает: Когда ты будешь поститься правильно «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!». Тогда «свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень».

Серьёзный разговор со многими давно воцерковившимися людьми показывает, что они нуждаются в так называемой внутренней миссии, в том, чтобы заново прочитать Священное Писание, чтобы открыть не только, форму христианской жизни, но и ее содержание. На этом пути главное не зачерстветь сердцем и преодолевая все сомнения и привычки, стремится к подлинному общению с Богом, к живому Христу.

Бытие. Глава 43, стихи 26-31, Глава 45, стихи 1-16.

26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.
27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?
28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.
29 И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!
30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.
31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.

ГЛАВА 45.

1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.
2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.
3 И сказал Иосиф братьям своим: я - Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;
5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;
6 ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут;
7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.
8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.
9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли;
10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое;
11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.
12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами;
13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.
14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.
15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Между тем отрывком книги Бытия, который читался за богослужением вчера и тем, который мы только что услышали, стоит разрыв в 14 глав. В контексте сегодняшнего чтения очень важен один момент из этого пропущенного отрывка: братья Иосифа в какой-то момент «увидели, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (Быт. 37:4) и в результате этого они приняли решение убить Иосифа, но за него заступился старший из братьев Рувим, который предложил просто бросить Иосифа в ров и уйти. Что и было сделано. Но Иуда предложил более интересный вариант: продать Иосифа в рабство. Рувима не было поблизости, и братья осуществили на практике идею Иуды. Сегодня мы слышали, что думал Иосиф в этой связи и что он сказал своим братьям: «но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни». Здесь возникает важный вопрос: разве за грехом братьев стоял Бог? И что было бы, если бы они не продали своего брата? Неужели бы весь их немалый род умер бы от голода в те годы засухи? Очевидно, что нет, не умер бы. Бог в силах спасти человека самыми разными путями. Но здесь путь шёл через грех старших братьев. Не потому, что это был единственный путь, а потому, что Бог в силах устроить благо в том числе и через грех. Об этом сказано и в классическом пространном катехизисе Русской Церкви, который составил святитель Филарет Московский. Вот как святитель определил промысл Божий: «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Да, святитель Филарет выразил свою мысль в довольно тяжеловесных выражениях, но понять его можно: Бог не попускает зло для дальнейшего блага, Бог лишь исправляет зло, которое делает человек по своей собственной воле и обращает совершённое зло ко благу. Собственно, именно это и случилось в истории Иосифа. Действие промысла Божия не снимает с человека ответственности за грех, оно лишь показывает силу и всемогущество Бога, для Которого нет никаких препятствий и Который способен привести ко благу и через наше несовершенство.

Притчи Соломона. Глава 21, стихи 23-31. Глава 22, стихи 1-4.

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
24 Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости.
25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;
26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.
27 Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.
28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.
29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.
30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
31 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.

ГЛАВА 22.

1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
2 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.
3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.
4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как всегда премудрый царь Соломон предлагает нам целый букет афоризмов, которые указывают человеку на путь к подлинной мудрости. Сегодня хотелось бы вобрать аромат лишь некоторых из них.

Уже не впервые Соломон напоминает нам об ответственности за свой язык. Слово — величайшее оружие. Как мы помним, именно Словом был создан наш мир. Слово — это одно из имен Второго Лица Святой Троицы, Сына Божия. А потому и Евангелия от Иоанна начинается следующими строками: «Вначале было Слово». Подчеркивая эту силу слова, один из поэтов очень точно подметил: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Наша речь может не только воздействовать на окружающую действительность, именно через слово может как оскверняться, так и преображаться наша душа. А потому хранить свою речь в чистоте — значит охранять и свое сердце. Злая речь превращает язык в необъезженную лошадь, которая несет своего седока в погибель. Напротив, внимательный контроль за своими словами является своеобразным средством, которое помогает нам сделать свой внутренний мир чище и светлее.

Как жаль, что к такому величайшему дару мы часто относимся невнимательно. В то время как то, что мы говорим, и как мы это говорим, является отражением нашего внутреннего мира. Порой достаточно перемолвиться с собеседником всего лишь парой реплик, и уже примерно понятно, какой человек перед тобой и что от него можно ожидать. В этом смысле, прав был Гумилев, когда писал:

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

Именно так, скверное слово дурно пахнет и свидетельствует о пустоте и мертвенности души человека.

Не только язык, но и наше лицо, наша мимика, наши жесты — все это своеобразная речь, которая так или иначе, воздействует на окружающих, является инструментом очищения нашего сердца, а также отражает наше внутренние состояние. Поэтому Соломон и говорит, дерзкое лицо, в котором нет стыда, в котором по отношению к окружающим мы видим лишь нахальство и вызов — это один из признаков дурного человека. Библия рассказывает, что, когда Каин убивал своего брата, его лицо поникло, то есть помрачилось. Можно представить себе лицо Иуда, когда он предавал Христа.

О чем все это говорит? Сердце, в котором укоренился грех, на аркане тянет за собой и душу и тело. Оставь нас Бог хоть на несколько минут наедине со своей буйной природой, мы бы в момент своими словами и самим своим видом нашли бы способ разрушить все, что нас окружает и в придачу самих себя. А потому будем внимательны не только к тому, что говорим, но также и к любому движению, которое происходит в нашем теле и душе. Все это имеет большой смысл и значение, потому что в итоге неизбежно отразится в вечности.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!