Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23. Комментирует - Библия
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23 (о. Дмитрий Барицкий)
608px-Giotto_-_Scrovegni_-_-27-_-_Expulsion_of_the_Money-changers_from_the_Temple

Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи, Падуя. Изгнание торгующих из храма.

Мк., XI, 11-23 о. Дмитрий Барицкий

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Сегодняшнее евангельское чтение содержит в себе две истории. На первый взгляд кажется, что проклятие смоковницы и изгнание торговцев из храма никоим образом не связано друг с другом. Однако если присмотреться к тексту, станет очевидно, что это не так.

Для начала необходимо разобраться, за что же Господь проклял дерево. Дело в том, что листья на смоковнице – не просто признак цветения. Это еще и признак созревания плодов. Если есть листья, то есть и смоквы, по-нашему инжир. То растение, которое увидел Спаситель, было обманкой, пустышкой. Листья были, а плодов не было. Именно за это Господь и проклинает ее. Что же получается, Христос обиделся на дерево? Странно. Ведь проклятие бездушного растения, на котором нет плодов, больше похоже на каприз ребенка, нежели на наполненные глубоким смыслом действия Богочеловека.

Все встанет на свои места, если мы обратимся к Ветхому Завету. Очень часто пророки, которых Бог посылал к Своему народу, Израилю, действовали очень схожим, хотя и на первый взгляд странным образом. Так, один из них, пророк Иезекииль, однажды остриг свою бороду, а волосы разделил на три части: первую – сжег, вторую – посек ножом, третью – развеял по ветру. Так он образно показал евреям, что их ожидает за их отступление от Бога и нераскаянность в своих прегрешениях: придут враги, возьмут Иерусалим в осаду и захватят его. В результате треть населения погибнет от голода, треть погибнет от меча, треть будет уведена в плен. Такие специфические пророчества назывались символическими действиями. Пророки указывают на будущее мира не при помощи слов, а своим необычным поведением.

Вот и Христос действует схожим образом. Смоковница – это богатое листвой дерево, под которым путник мог укрыться от палящего солнца в жаркий палестинский день и утолить голод. Поэтому для евреев она является символом Израильского народа. Подобно смоковнице Израиль был создан для того, чтобы покрыть милостью Божией все человечество. Именно он должен был сохранить веру в Единого Бога, из него должен был произойти Мессия, Христос. Однако Израиль не справился со своей задачей. Веру он не сохранил: свел ее до уровня исполнения мелких обрядовых и ритуальных предписаний. Он совершенно забыл о главной заповеди, любви к ближнему. А в результате не узнал и распял долгожданного Христа. Иными словами, Израиль превратился в ложную смоковницу, которая манит своей богатой листвой, но не плодоносит.

Эпизод изгнания торговцев из Храма, который находится в центре рассказа о смоковнице, – служит этому яркой иллюстрацией и доказательством. Накануне Пасхи, когда и произошли эти события, во дворе храма продавали жертвенных животных. Продавали втридорога, паломникам, которые приходили издалека. Конечно, все это делалось с разрешения храмовой администрации. Получается, что в самом сердце религиозной жизни евреев, в Иерусалимском храме, царили спекуляция, обман, стремление нажиться на тяжелой ситуации человека, одним словом полное пренебрежение главной заповедью Бога о любви к ближнему. Евреи потеряли ощущение присутствия Господа в самом святом месте, в самое святое время. Если этот так, что остается говорить об их повседневной жизни? И все это при роскоши и великолепии богослужебного ритуала, при всей тщательности и даже дотошности исполнения церковного устава. Вроде вера есть, а тех реальных действий, которые бы ее подкрепляли, нет.

Иудеи отнюдь не были самыми грешными и безбожными людьми на земле. Ловушка, в которую они попали, актуальна на все времена и, вероятно, для последователей любой религии. Поэтому и нам, христианам, не лишне будет помнить об этой опасности. Даже при тщательном исполнении церковного устава, при возложении на себя всех тягот поста, молитвы, длинных богослужений, при соблюдении традиций церковного благочестия, без исполнения Евангельской заповеди о любви к ближнему, мы всего лишь смоковница, которая манит своей богатой листвой, но, увы, не может насытить ни нашу душу, ни окружающих нас людей, ни Самого Бога.

Дай же нам, Господи, проводить свою жизнь так, что мы смогли насытить всякого, кто к нам приходит такими вожделенными плодами подлинной веры.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!