Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 23-31
В беседе, предваряющей направление апостолов на проповедь по всей Палестине, Иисус Христос уже подробно их предупредил: не ждите лёгкой жизни и радушного приёма. Вас будут и гнать, и не давать проповедовать, и, возможно, даже могут вообще убить. Доведя напряжение до предела – как мудрый Педагог Спаситель даёт сильнейшее облегчение и разряжение ситуации. В тот момент, когда на вас свалится отчаяние и полная безнадёжность – посмотрите на воробьев – которые и цены-то практически не имеют – однако ни одна из этих никчёмных пташек не забыта у Бога! Ну а вы-то – куда больший вес имеете – во всех смыслах! Чего вам-то расстраиваться и волноваться? Вы – куда лучше этих глупеньких воробьев! У вас и каждый волос на голове известен Богу, и без Его внимания ничего не бывает в вашей жизни! Как легко говорить эти слова, когда у тебя – всё хорошо, и насколько неподъемными они становятся во время горя и несчастья! В своей речи Спаситель использует традиционный риторический приём раввинов – от меньшего к большему, или «насколько же более». Таким образом Он показывает очевидную, но очень трудно воспринимаемую нами истину: Бог любит всех, и людей, и животных, и вообще всё бытие – и любит – совершенно одинаково. Тот, кто умеет сонастраивать себя этой Божественной частоте любви – в прямом смысле «купается» в ней; но тот, для кого важнее разобраться, на каких частотах вообще может работать приёмник нашей души – может до конца своих дней так и не научиться поддерживать устойчивый приём ни одной из них. Приведу ещё один образ: бытие – это огромный галлактический концерт, в котором каждому настолько доверяют, что даже нет никакой сверху навязанной патритуры. Входит новый, свежеиспечённый музыкант в этот гигантский оркестр – и начинает аккуратно касаться струн своего инструмента. Если он слышит – что его игра вписывается, украшает общую мелодию – начинает играть ещё смелее, громче, ярче – постоянно следя за тем, чтобы не разрушить уже сложившуюся гармонию. Но ведь можно и по-другому себя вести. Сказав внутри себя: да это же хлам, а не музыка – что они там себя воображают маэстрами? Вот я сейчас вам всем покажу, как надо! – и, заткнув уши воском, начнёт играть, что ему вздумается. Как правильно поступить дирижёру в таком случае? Есть только один вариант: изолировать его – сначала – на самый задворки оркестра, если не угомониться – то в отдельный кабинет с хорошей звукоизоляцией – чтобы другим слух не портил. В христианской традиции это и называется – ад. Помоги же нам, Господи, учиться быть внимательными к Твоим наставлениям и всегда помнить: Ты – рядом, даже если мы этого совсем не ощущаем!