Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 23-31
Перед нами ряд пророческих высказываний Спасителя, которые адресованы апостолам и всем последователям Иисуса. В них на первый план выступает общая тема – тему трудностей и скорбей, с которыми придется столкнуться христианам в их повседневной жизни после ухода Учителя. А потому это не просто предсказания. Господь сопровождает их словами поддержки и даже дает конкретные инструкции, как поступать в том или ином случае. Хотелось бы обратить внимание на одну из них.
Отрывок начинается с призыва к осторожности и мудрой предусмотрительности: если вас гонят в одном городе, бегите в другой. На протяжении истории Церкви христианам не один раз грозила та или иная опасность. В эпоху римских гонений, во времена советского террора, а в настоящий момент и во многих странах третьего мира это опасность смертельная. Поэтому Господь и предупреждает всех тех, кто оказался в подобной ситуации: иногда в случае смертельной угрозы лучше убежать, скрыться, уйти в другое место. Но неужели Господь поощряет малодушие и трусость?
Конечно же, нет. Просто перед нами скрытый призыв к трезвой оценке сложившейся обстановки и своего духовного состояния. От христианина требуется рассудительность. Не стоит с фанатичным энтузиазмом пытаться стать мучеником за веру. Безрассудный фанатизм ни к чему хорошему не приведет. Ведь, возможно, человек переоценивает себя и свои возможности? Возможно, он не выдержит и в последний момент смалодушествует, отречется от своей веры? Или же он подвергает такому риску тех, кто его окружает, и кто не имеет такой силы духа. Возможно, человеком движет скрытая гордыня и тщеславие? Ведь не случайно существует поговорка «на миру и смерть красна». Поэтому всегда, если есть возможность, не отрекаясь от своих идеалов, сохранить свою жизнь и жизнь ближних, даже герой-солдат не будет бросаться грудью на амбразуру.
Важно, что эти Евангельские слова имеют поддержку в лице древних церковных соборов. В первые века христианства многие добивались мученичества путем провокаций язычников. Церковь осудила эту практику за ее безрассудство и провозгласила очень мудрый принцип: креста не ищут, но с него и не бегают.
Как же все это относится к нам? Ведь зачастую мы, современные христиане, не подвергаемся смертельной опасности. Это верно. Однако очень часто мы также становимся перед выбором громко заявить о своем христианстве и в результате столкнуться с трудностями или же промолчать, отступить. Какой выбор будет верным? Как Евангелие, так церковная история единогласно говорят нам: здесь не может быть шаблонных решений. В каждой конкретной ситуации от человека требуется рассудительность, трезвая оценка той обстановки, в которой он оказался и своего состояния. Что мною движет? Не бравирую ли я своим христианством? Не принесут ли мои действия и слова больше вреда, чем пользы? Не являются ли мое так называемое исповедание Христа всего лишь театральной экзальтацией, по сути, провокацией людей?
Ведь мученичество это не мужество и не геройство в привычном их значении – когда я один в поле воин и на меня тьма басурман. Я всем сейчас докажу, как я был прав и как права Церковь. Нет. Мученичество — это свидетельство. Свидетельство самой своей смертью, что смерти больше нет, есть иная жизнь, есть Бог и Его любовь, которая готова обнять всех. Иными словами, это явное действие благодати Божией в человеке, очевидное для окружающих. Если мы приобретем такой дар, то все, что бы мы ни сделали, что бы ни сказали, будет мученичеством, то есть свидетельством о Христе. И наши слова, и наше молчание, и наши действия и наш покой, и наша жизнь, и наша смерть!