Сегодня наш рассказ о православном Таиланде.
Таиланд. Маленькая страна с жарким и влажным тропическим климатом. Море, зеленое буйство джунглей и тропические ливни. Страна, где девяносто пять процентов населения исповедуют буддизм. Казалось бы, ну какое православие! И тем не менее…
Как все начиналось
До 1939 года Таиланд назывался по-другому – Сиам. Это единственное независимое государство Юго-Восточной Азии. Все его соседи побывали колониями Франции или Великобритании. В конце XIX века, желая сохранить независимость, Сиам нашел себе сильного друга - Россию.
И отношения между двумя государствами стали укрепляться. На столетний юбилей королевской династии в Сиам зашла русская эскадра. В 1888 русский композитор Петр Андреевич Щуровский написал музыку для гимна Сиама, который потом стал гимном королевской семьи. Цесаревич Николай приезжал в Сиам, а сиамский принц Дамронг побывал в Крыму на аудиенции у императора Александра III.
Принц Чира был гостем на коронации Николая II. А через год, во время визита в Россию короля Рамы Пятого между странами были установлены дипотношения.
И молодые аристократы Сиама потянулись в Москву и Санкт-Петербург за образованием. Сам принц Чакрапонг несколько лет учился в Пажеском корпусе и Академии сухопутных войск и даже служил в российской армии. А в 1906 женился на российской девушке Екатерине Десницкой. По пути на родину, в Константинополе, принц принял крещение, и молодые обвенчались в православном храме. Скандал! Король не признавал ни сына, ни невестку, ни внука по имени Чула. Только спустя четыре года король сменил гнев на милость и даровал внуку титул принца крови. История, впрочем, закончилась разводом.
Наше время
Наступили новые времена, но дружба лишь крепнет. В том числе и духовном плане. В 2005-м в Бангкоке построен Храм во имя Святителя Николая. Каждый день совершаются здесь утренние и вечерние богослужения на церковнославянском, английском, тайском, греческом и румынском языках.
Первым представителем Русской Православной Церкви в Таиланде еще в 1999 году стал игумен Олег (Черепанин). Ныне он архимандрит и настоятель Свято-Николаевского храма. Кстати в обязанности Представительства РПЦ входит духовное попечение о православных верующих не только в Таиланде, но и в Камбодже и Лаосе.
На тайский язык переведены Литургия святителя Иоанна Златоуста, Молитвослов и «Книга о Русской Православной Церкви». При поддержке Томской епархии завершается перевод «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского.
За минувшие годы в Православие обратились уже несколько десятков тайцев. Первый, Данай (Даниил) Ванна, закончил семинарию в России, а летом 2009 был рукоположен в сан иерея. Есть и первый тайский монах – Серафим (Рачеа), постриг которого архимандрит Олег совершил в декабре 2009 года.
Сейчас в Таиланде несколько православных приходов. Они образованы в наиболее популярных курортных местах. В городе Паттайя, на островах Пхукет и Самуи.
Паттайский храм во имя Всех Святых от века просиявших построен в 2009. В декабре 2010 года прихожане храма пожертвовали на звонницу семь церковных колоколов, отлитых в Москве.
А роспись в храме делали местные художники, так как законодательство Таиланда о труде ограничивает возможность найма иностранных граждан на любые работы.
В 2010 при храме открыты воскресная школа и курсы преподавания русского языка для тайцев. Приход осуществляет попечение над русским детским садом «Семицветик».
Недавно в Паттайе образован еще один приход – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Располагается он в так называемом «русском» поселке Baan Dusit Pattaya Lake.
На острове Пхукет православный приход появился в 2008. А через два года уже открылся Храм во имя Святой Живоначальной Троицы.
В 2009 в провинции Ратчабури в 100 километрах от Бангкока построен мужской монастырь. На территории обители разместились Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, духовное училище, настоятельские покои, монашеские кельи и кладбище. Сооружена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери.
Добавим еще, что миссионерской работе в Таиланде очень помогает Свято-Тихоновский университет и Томская епархия. В Томской семинарии прошел обучение православный таец Стефан Срусуно. Епархия готова помогать и другим коренным тайцам, желающим получить богословское образование в России для последующего пастырского служения на родине.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».