Была у меня знакомая редактор, начинали мы с ней в журнале «Материнство», а продолжили – в другом, тоже посвященном детям и родителям. Звали редактора Катерина, и была она таким мощным, умным, прекрасным двигателем этих журналов, что первый мы так и прозвали – «Катеринство». Я в процессе нашего обоюдо радостного и продуктивного сотрудничества то носила, то рожала, то растила своих деток, поэтому тема родительства была мне очень близка. Все мои коллеги очень любили Катерину, она давала нам много свободы, умела направить очень тактично и умела восхищаться нашими статьями – что согласитесь, редкость. Мы жили душа в душу, устраивали в редакции праздники с детьми, и детки тихонечко вырастали под наши творческие успехи… Одно меня в Катерине смущало. Я как раз только пришла в церковь, постигала азы православия и горела неистовым желанием помочь в этом всем вокруг. Катерина же на мои попытки объяснить ей Истину – отмахивалась так: «Анна, я говорит – агностик. То есть верю, что есть что-то… Многие пытаются меня катехизировать. Но я должна как-то сама… прийти. К Богу. Или не прийти, понимаете?» Она очень меня огорчала. Но когда я пожаловалась на талантливую, но неподатливую свою начальницу отцу Николаю в нашем храме, он удивленно сказал: «А вы уже хотите свет истины людям нести? Вы бы пока свой поберегли, дитя мое, на большее может быть пока не замахивайтесь!..» Ну я берегла, берегла, познавала новые радости церковной жизни – и все равно очень жалела всех, кто в воскресное утро, когда мы с детками уставшие, но радостные идем с литургии – на праздничный завтрак – они, бедолажки, не зная ничего о Радости – гуляют с собаками, совершают пробежки по парку, сидят на автобусных остановках…
Моему младшему исполнилось три года, когда мы ставили очередной пасхальный спектакль. Большой родительской тусовкой из храма. Родители готовились не на шутку, шили костюмы, разрисовали занавес, пригласили оператора… Я пригласила Катерину, и она пришла. Это был сюрприз – такой уважаемый человек – на наш спектакль. Я только не понимала, отчего она улыбалась как-то тихо и немного печально весь вечер. Мне не удалось ее развеселить. Через неделю она создала новую программу для родителей на телевидении, очень умную и правильную, как все, что она делала. А еще через неделю мне позвонили рыдающие коллеги и пригласили на похороны Кати. Оказалось, что вот уже месяц Катерина молча сгорала от неизлечимой стадии рака, и хотела еще многое успеть. На похоронах был миллион народу, и рыдали даже известные, серьезные мужчины. Катя, рассказали мне, перед смертью успела и самое главное. Она покрестилась и причастилась в один день. Я берегу память об этой выдающейся женщине, и часто думаю: Ты прости меня, Господи, у тебя свои пути для Твоих лучших…
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!