Юность Дмитрия Донского - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Юность Дмитрия Донского

* Поделиться

Skazanie_logoРусские князья, после кончины Иоанна Доброго, отправились по обычаю в Орду, чтобы хан разделил им их владения. Хан Наврус отдал ярлык на великое княжение Димитрию Константиновичу Суздальскому. Вероятно, при посредстве серебра Новгородцев, которым выгодно было иметь великого князя не столь могущественного, и сидящего подальше от их Земель.

Однако, торжество Димитрия Суздальского было непродолжительным. Наврус был вскоре убит Хидырем. Русские князья опять отправились чествовать нового хана, но затем едва спаслись бегством от наставшего междоусобия в Орде. Хидыря убил его сын Темихоржа, который в свою очередь царствовал только шесть дней. Ордынский вельможа, темник Мамай, сильный и властный, возмутил всю Орду, убил Темихоржу, перешел с луговой стороны Волги на нагорную и выставил ханом Абдула. Но у Абдула явилось несколько соперников. Таким образом явились две больших Орды — Волжская и Сарайская, с двумя независимыми и враждебными друг другу ханами.

Старший сын покойного Иоанна Московского — Димитрий, едва достигший десятилетнего возраста, тоже отправился в Орду в это кровавое время, но был благополучно вывезен из нее своими боярами, еще до смерти Хидыря. Скоро бояре эти успели выпросить у Сарайского хана ярлык для Димитрия на великое княжение.

Затем, так как Димитрий Суздальский не думал подчиниться этому решению, те же московские бояре выступили к Владимиру на Клязьме. Димитрий Константинович, пораженный этой решимостью Москвы, не сопротивлялся и бежал в Суздаль, после чего юный Димитрий Иоаннович Московский вернулся к себе в Москву.

После Димитрия Константиновича и другие князья Суздальской Руси признали главенство Москвы. Так твердо и смело начал свое правление тринадцатилетний внук Иоанна Калиты.

В следующем 1364 году, была занесена в наши пределы бубонная чума. Погибло, как и при Симеоне Гордом, множество людей и в числе их мать великого князя Димитрия, брат его Иоанн, а также Нижегородский князь Андрей.

Удел Иоанна достался Димитрию, Нижний же Новгород стал предметом распри между Димитрием Суздальским и младшим братом его Борисом, женатым на дочери Ольгерда Литовского. Этот Борис успел получить ярлык на Нижний от хана и не хотел его отдавать старшему брату. Тогда последний обратился к великому князю с просьбой рассудить его с младшим братом, и Димитрий Иоаннович послал Борису приказание отдать Нижний Димитрию Константиновичу. Но Борис упорствовал. Чтобы сломить его упорство, митрополит Алексий вызвал преподобного Сергия Радонежского из его уединенной обители и послал к Борису с предложением приехать в Москву. Если же он ослушается, то приказал закрыть все церкви в Нижнем и прекратить Богослужения. Борис не внял увещаниям Сергия и в Москву ехать отказался. Тогда Сергий закрыл все церкви в Нижнем, а великий князь Димитрий Иоаннович двинул сильную рать из Москвы. Это подействовало. Борис смирился и уступил Нижний Новгород старшему брату.

Справедливо рассудив таким образом своего бывшего врага с его младшим братом, пятнадцатилетний Московский князь женился вслед затем на дочери Димитрия Константиновича — Евдокии.

Мы много видели в древней Руси добродетельных княгинь и счастливых браков, но брак Димитрия Иоанновича Московского отличался особым благословением Божиим. Юная княгиня Евдокия была совершенно исключительной женщиной по своей необыкновенной набожности, кротости и глубокой привязанности к мужу. Что же касается Димитрия, то он, поражая всех с юных лет своею твердостью воли и большим государственным умом, сохранил при этом до конца своих дней необыкновенное целомудрие и чисто девическую стыдливость. Будучи чрезвычайно набожным, он всегда носил власяницу на голом теле, ежедневно бывал у обедни, а в посту каждую неделю приобщался Святых Тайн.

Конечно, брачный союз таких людей, скрепленный глубокой любовью, должен был быть весьма счастлив.

В этом семейном счастье и черпал Димитрий свои необыкновенные силы для борьбы с теми неожиданными, сложными и чрезвычайно грозными обстоятельствами, которые сопровождали все его великое княжение.

После свадьбы, весьма пышно отпразднованной в Коломне. Димитрий вернулся в Москву и тотчас же приступил к ее возобновлению, так как незадолго перед тем случился страшный пожар, совершенно ее опустошивший. Во время этого пожара в течение двух часов выгорел весь город. Возобновляя Москву, Димитрий решил, вместо прежних дубовых стен кремля, выстроить каменные, которые и были готовы в 1367 году.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем