Писателя Николая Михайловича Коняева соратники по перу шутливо-уважительно величают «мастером со стажем». И не грешат против истины: мастерство этого известного прозаика подтверждено престижными литературными премиями – Шукшинской, Платоновской и многими другими. Творческий стаж тоже внушительный – первые рассказы Николая Коняева были опубликованы в журналах еще в начале семидесятых годов! Сегодня этот талантливый писатель, умеющий заглядывать в самые потаённые уголки читательских душ, тоже невероятно популярен и востребован. Солидными тиражами в престижных издательствах выходят его масштабные исторические произведения, биографические очерки о выдающихся личностях прошлого и настоящего, и, конечно же, художественные тексты. Один из сборников своих рассказов Николай Коняев назвал «Дальний приход».
Уже в самом заглавии книги слышится некая глубина и как будто отрешенность; что-то, чего не выразить словами, но так просто почувствовать душой – какие-то почти гоголевские нотки. И представляется маленькая деревянная церковка посреди села, на краю большого тёмного леса… Книгу открывает рассказ, по которому и был назван весь сборник – «Дальний приход». Читатель попадает на серый перрон автовокзала в глухом райцентре. И в этой, казалось бы, совсем не располагающей к чудесам обстановке, всё же становится свидетелем чуда: человеческого покаяния, очищения души от тяжкого груза и её возрождения. Такие вот поразительные плоды принесла случайная встреча местного хулигана Мишухи со священником, ждущим на вокзале автобус, чтобы отправиться на свой дальний, затерянный в лесах, приход...
Николай Коняев пишет так, как будто бы вовсе и не плетёт тонкое полотно текста, а ведёт с вами неторопливый и доверительный разговор. И это не хитрая литературная уловка, а неповторимый стиль писателя. Ведь при всём этом его рассказы никак не назовёшь примитивными: они весьма изысканы в художественном плане, и в этой изысканности опять проглядывает что-то гоголевское, особенно в зарисовках с ярко выраженными мистическими интонациями, таких как «Комариная ночь» или «Дом на кладбище».
Эту книгу хочется прочесть залпом, не отрываясь. Потому, наверное, что автор честен с читателем. Николай Коняев не лукавит, не заигрывает с ним, но целится словом в самое сердце, и метким попаданием пробуждает в нас желание задать себе самые главные вопросы, за ответами на которые нам совсем не обязательно ехать на «Дальний приход».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.