Послание апостола Павла к Колоссянам. Глава 3, стихи 12-16.
Христианство появилось в Римской империи в период, когда язычество стало основательно деградировать и, соответственно, утрачивать свои позиции в обществе. БОльшая часть жителей империи потеряло веру в античных богов. Мифы к первому веку нашей эры воспринимались как сказки, а языческие обряды если и исполнялись, то - как формальная традиция. Римляне, греки и прочие народы искали принципиально иного, свежего религиозного опыта. Вот почему ко времени пришествия Христа по империи стали распространяться зловещие мистические культы, адепты которых надеялись при помощи новых богов заглушить в себе духовную пустоту. Но тщетно. Отсутствие общения с истинным Богом терзало людей, и только христианство позволило им обрести искомый покой. Учение Спасителя, весть о Его смерти и воскресении очень быстро распространились по Римской империи и воодушевили множество людей. В первую очередь, это произошло благодаря ученикам Христа, апостолам. Путешествуя из города в город, они всем и каждому говорили о Спасителе и в подкрепление своих слов совершали чудеса. Наиболее ревностным учеником Христа был апостол Павел. Он совершил четыре многолетних миссионерских путешествия по Римской империи и написал множество посланий - четырнадцать из них сохранились до наших дней. Одним из последних по времени написания считается послание к христианам малоазийского города Колоссы. В нем Павел очень ясно описывает отличия христианского образа жизни от языческого.
Братья, 3.12, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 3.13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 3.14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. 3.15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. 3.16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Отличительной чертой язычества Римской империи первого века был эгоизм, совмещенный со стремлением к всевозможным наслаждениям. Язычество развратило собранных и умеренных в прошлом римлян. Символом той эпохи вполне можно назвать распутного императора Нерона. Во времена апостолов нередкими были случаи, когда в случае эпидемий или иных бедствий язычники бросали супругов, детей, ради сохранения собственной жизни. Древние христиане разительно отличались от языческого окружения. Они не только оказывали милость и поддержку братьям по вере, но и оставленным без помощи язычникам. Апостол Павел в послании к Колосянам призывает христиан свято хранить духовные качества, завещанные Спасителем: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, - которые появляются в жизни христианина, если он обладает искренней любовью к Богу и людям. Успех быстрого распространения христианства по Римской империи заключался не только в красноречии апостолов и их чудесах, но и в том, что язычники с удивлением обнаруживали в христианах людей, которые живут не для себя только, но готовы проявить деятельную любовь к каждому. В христианских общинах царили мир и дружелюбие, здесь любой мог рассчитывать на понимание и поддержку. Так выглядела попытка уже здесь на земле отчасти воплотить принципы Царства Небесного. Попытка эта предпринимается и сегодня. Несмотря на то, что Православная Церковь существует почти две тысячи лет, многие христиане стараются жить как их древние братья по вере, а многие православные приходы представляют собой те самые христианские общины Римской империи, которые являлись лучшим свидетельством об истинности учения Спасителя
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.