Послание апостола Павла к Галатам. Глава 3, стихи 8-12.
Римская империя на протяжении всей своей истории была похожа на плавильный котел, внутри которого соединялись и перемешивались многочисленные народы. Ярким примером национального феномена Древнего Рима являлись галаты. Галатами именовался народ, проживавший на территории Малой Азии и образовавшийся в третьем веке до Рождества Христова в результате смешения галлов (предков нынешних французов) и греков. Благодаря своему происхождению, галаты были открыты для различного культурного влияния. Данное качество позволило им с легкостью принять христианскую веру, когда в первом веке по Рождестве Христовом галатийские города посетил апостол Павел. Павел совершал свое второе миссионерское путешествие по городам Римской империи. Галаты встретили его очень гостеприимно – они с радостью принимали крещение и становились христианами. Основав в Галатии несколько общин, Павел продолжил свое путешествие. Однако в скором времени апостол узнал, что после его ухода среди галатов появились лжепроповедники. Они убеждали галатов вместе с заповедями Христовыми соблюдать нормы иудейской ветхозаветной религии. Для противодействия лжепроповедникам Павел направил галатам послание (сам он находился в Эфесе и не мог вернуться в Галатию). Павел призывал галатов не слушать лжепроповедников, ведь целью их деятельности было не просветить галатов, а возвеличить себя и получить власть над галатами-христианами. Отрывок из послания к Галатам читается сегодня во время утреннего богослужения:
3.8 Братья, Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 3.9 Итак, верующие благословляются с верным Авраамом, 3.10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. 3.11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. 3.12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Главной темой послания к Галатам является соотношение веры и благочестия. Лжепроповедники, появившиеся в галатийских городах, утверждали, что основой духовной жизни человека должно стать четкое исполнение заповедей, дел благочестия. Такая позиция была характерна для иудейского религиозного сознания первых веков нашей эры. Евреи считали, что скрупулезное соблюдение закона пророка Моисея дарует им вечное блаженство в Царстве Божием. Апостол Павел ни в коей мере не выступал против благочестивого образа жизни. Лжепроповедники, обвинявшие Павла в том, что он сам не живет по заповедям и других призывает их нарушать, здесь были не правы. Апостол Павел призывал христиан задуматься о двух вещах. Первая – в чем состоит смысл закона Моисея. И вторая – в каком соотношении находится благочестие и вера в Бога. Апостол Павел очень верно описывает в послании к Галатам назначение ветхозаветных заповедей, за соблюдение которых выступали лжепроповедники. Обрезание мужчин, отказ от свинины, покой в субботу и другие элементы закона Моисея имели только одну цель – отделить евреев, как избранный народ, от язычников. Христос, придя в мир, расширил границы богоизбранного народа – теперь это не только евреи, но все люди, уверовавшие в Спасителя и принявшие крещение. Время самоизоляции иудеев закончилось. Пришествие в мир Иисуса Христа изменило и формат отношений между Богом и людьми. Приоритет в духовной жизни принадлежит искренней вере, а не скрупулезному исполнению заповедей. Благочестие не отменяется, не теряет своего значения, но оно должно направляться неформальным, теплым отношением человека к Богу. В качестве примера такой жизненной позиции апостол Павел приводит галатам праотца Авраама. Авраам возлюбил Бога всем сердцем и полностью доверил Ему свою жизнь, и благочестие праотца стало плодом его доверия и любви. Таким образом, жизнь Авраама является образцом для христиан, которые, подражая его крепкой вере, по слову апостола Павла непременно получат благословение от Бога.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.