Послание апостола Павла к Ефесянам. Глава 4, стихи 1-6.
Первый век по Рождестве Христовом - время удивительное, время, когда был живы еще люди, видевшие Иисуса Христа своими глазами. Некоторые из этих людей были избраны Христом в качестве учеников и посланников. Посланники Спасителя, святые апостолы, путешествовали по Римской империи и за ее пределы, рассказывая всем о подвиге Христа и совершая крещение над уверовавшими в Бога людьми.
Миссия апостолов не была безоблачной. Далеко не все люди принимали их проповедь. Бывало, что апостолы встречались с откровенной враждебностью. Учеников Христа прогоняли, избивали и даже умерщвляли. Апостол Павел, больше других посланников Христа потрудившийся в деле проповеди, также не избежал печальной участи. За свою деятельность он был обезглавлен в Риме примерно в 67 году. Его казни предшествовало тюремное заключение.
Находясь в римской тюрьме, Павел не падал духом и старался поддержать других христиан, в особенности из тех городов, где он в течение жизни проповедовал. В частности из римской тюрьмы апостол направил послание христианам города Эфес. Эфес занимал особое место в жизни Павла. Этот город он посещал несколько раз и основал здесь крепкую общину христиан. Эфес благодаря этому впоследствии превратится в мощный христианский центр. Но в первом веке еще имелась опасность, что вера христиан-Эфесянам может ослабнуть - по причине межнациональных конфликтов в Эфесской общине (конфликтов между христианами евреями и представителями иных народов). Послание к Эфесянам является призывом апостола Павла к христианам забыть о межнациональной и межкультурной розни и созидать единство в Боге
4.1 Братья, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 4.2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 4.3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 4.4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 4.5 один Господь, одна вера, одно крещение, 4.6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Находясь в римской тюрьме и достойно перенося это испытание, Павел призывает собратьев по вере из Эфеса также сохранять христианское достоинство. Павел говорит, что оно (это достоинство) заключается не в превозношении над другими людьми, не в надменности и презрительности, а в смиренномудрии, кротости и долготерпении, которые соединяются в высоком чувстве любви. Павел призывает эфесян не уподобляться язычникам, которые живут, по большей части, в поисках личной выгоды, в эгоизме. Христиане должны являть миру принципиально иной образ жизни- сохраняя чистоту веры и жизни, с любовью и терпением относиться к окружающим людям. По словам апостола Павла христиане должны также беречь мир между собой.
Основой этого мира являются единый Бог, единая христианская вера, таинство крещения, через которое человек становится христианином. Вера, соединенная с добрыми делами, позволяют христианам, как говорит Павел, достичь единства духа в союзе мира. Такое отношение к жизни позволяет преодолеть межнациональную и межкультурную разницу. Во Христе евреи и бывшие язычники достигают единства. Преграды прошлого, преграды Ветхого Завета с приходом Спасителя разрушены. Церковь Христова объединила разные народы, дав им возможность вести мирную жизнь. Современное состояние Православной Церкви это только подтверждает.
Единство в Православии между собой имеют люди разных национальностей: русские, греки, сербы, болгары, китайцы, арабы и прочие народности. Именно Христос, присутствующий постоянно в Своей Церкви, объединяет своих последователей, а апостол Павел в своем послании к Эфесянам также напоминает нам об этом единстве во Христе.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.