Послание апостола Павла к Галатам. Глава 2, стихи 16-20.
Римская империя ко времени Рождества Христова стала домом для множества народов, среди которых нашлось место и для галатов. Галатами принято называть потомков древних галлов, часть которых в третьем веке до Рождества Христова переселилась в Малую Азию, нынешнюю Турцию. В Малой Азии галлы смешались с местным населением, по большей части с греками, и превратились в галло-эллинов или иначе – в галатов. Область, в которой галаты проживали, стала, соответственно, именоваться Галатией. Во время своего первого миссионерского путешествия апостол Павел посетил с проповедью несколько галатийских городов, а затем направил христианам Галатии послание. Сделал он это по неотложной причине. Среди галатийских христиан начались разногласия по поводу Ветхого завета. Они возникли из-за лже-проповедников, которые говорили об обязательности иудейских норм для христиан – что мужчины-христиане должны подвергаться обрезанию, что нужно воздерживаться от свинины, соблюдать покой в субботу и прочее. Апостола Павла эти проповедники называли лжецом и лицемером, который якобы не смог соблюсти требования закона Моисея, а потому и других подталкивает к его нарушению.
Апостол Павел посвятил часть послания к галатам соотношению Ветхого и Нового заветов, а также особенностям религиозной жизни человека в христианской традиции:
[Братья,] 2.16 человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. 2.17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 2.18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. 2.19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 2.20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Верования евреев, живших на рубеже эпох Ветхого и Нового заветов, представляли собой интересное явление. Многие иудеи с тщательностью соблюдали все аспекты законодательства пророка Моисея и считали, что это фактически гарантирует им благую участь и в этой жизни, и в посмертной. Апостолу Павлу, который также неукоснительно соблюдал заповеди Ветхого завета (здесь его оппоненты были не правы), такой подход к религиозной жизни был совершенно чужд. Свою позицию он излагает в Послании к Галатам. Не отвергая значения соблюдения религиозных обрядов, Павел указывает, что сами по себе эти обряды человека спасти не могут. Более того, соблюдение закона приводит его только к одной мысли – чем больше и тщательнее он стремится его исполнять, тем больше разочаровывается в себе и тем больше уповает на Бога.
«Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога», - говорит апостол Павел. В этой смерти саморазочарования человек находит Бога. Разуверившись в собственных силах, он начинает верить в Бога и в вере обретает спасение. Это не означает, что нужно прекратить соблюдать заповеди, исполнять добрые дела. Это означает, что христианин должен жить так, как на земле жил Сын Божий Иисус Христос, добрыми делами, свидетельствуя о своей вере. Спаситель совершал множество добрых поступков, но при этом всегда подчеркивал, что не гордится, а живет упованием и надеждой на Своего Бога Отца. Вот почему апостол Павел завершает сегодняшний отрывок из Послания к Галатам именно такими словами: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
У Светланы Краевой травма позвоночника, ей необходима помощь специалистов
47-летняя Светлана Краева из Нижнего Новогорода почти пять лет пытается восстановиться после серьёзной травмы. «Каждое утро я просыпаюсь с улыбкой и верой в то, что у меня обязательно всё получится, а засыпаю с молитвой» — делится женщина.
В 2019 году Светлана упала с 3 этажа, поскользнулась, когда мыла в квартире окна. В результате она сильно повредила позвоночник и потеряла возможность ходить. Принять произошедшее Светлане помогает горячая вера и позитивный настрой, а ещё забота близких — дочери и мамы. Женщина усердно выполняет дома разные физические упражнения, проходит реабилитации. И со временем благодаря постоянным занятиям она сделала, казалось бы, невозможное — вновь встала на ноги!
Светлана уверена, что ни в коем случае нельзя опускать руки — важно искать выход и не бояться пробовать новое. «Даже если поначалу не знаешь, куда двигаться — просто сделай первый шаг, и дорога появится сама собой», — говорит женщина.
Сегодня она передвигается на ходунках и всеми силами стремится к тому, чтобы однажды начать ходить свободно, без поддержки. В ближайшее время Светлане Краевой необходимо попасть на новый курс реабилитации и в этом ей нужна помощь. Если вы хотите поддержать жительницу Нижнего Новгорода, переходите на сайт благотворительного фонда «Мои друзья»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отдых в жизни современного христианина». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о том, каким может быть отдых современного христианина, чтобы восстановить силы и вместе с этим получить духовную пользу. Отец Геннадий размышлял, может ли молитва быть отдыхом, почему зачастую после того, что мы считаем отдыхом, мы остаемся опустошенными и уставшими, а также можно ли отдохнуть, общаясь с другими.
«Просветительская миссия церковного искусства». Ольга Заводова
У нас в гостях была преподаватель станковой и темперной живописи, директор церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ольга Заводова.
Мы говорили об отличиях иконописи от академической живописи, об особенностях реставрации икон, а также об уникальной выставке коллекции предметов церковно-археологического музея.