В 1359 году в Великом Но̀вгороде вспыхнул мятеж. Из-за смены главы города – поса̀дника, Но̀вгород раскололся на две части – Софѝйскую и Торго̀вую, разделённые рекой. Мятежники сломали мост через Во̀лхов, убили нескольких боя̀р и готовились вступить друг с другом в непримирѝмую схватку. Плакали женщины, пряча детей, а вчерашние добрые соседи стояли друг против друга и в ярости выкрикивали страшные проклятия. Вдруг словно волна прокатилась по толпе, и смолкли крики. Люди увидели, как немощный старец, бывший архиепископ Новгорода Моисей, уже несколько лет из-за болезни живший на покое за городом, приближается к ним. Услышав о кровопролѝтии, ста̀рец пешком пришел в растрево̀женный город. С крестом в руках он встал на остатки во̀лховского моста и обратился к своим обезумевшим ча̀дам:
СВЯТИТЕЛЬ МОИСЕЙ:
- Чего вы хотите, дети?
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ:
- Чтобы город наш процветал, хотим изгнать из Новгорода поса̀дника-во̀ра!
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ С ДРУГОГО БЕРЕГА:
- А мы костьмѝ ляжем, но не допустим того! Сами вы воры!
СВЯТИТЕЛЬ МОИСЕЙ:
- Послушайте меня, дети. Кровью ли омо̀ете благополучие Новгорода? Слезами ли вдов и сирот утвердите его? На костях ли братьев ваших построите счастье?! Не гневите Бога вашего, не радуйте диа̀вола!
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ:
- Что же нам делать, отец?!
СВЯТИТЕЛЬ МОИСЕЙ:
- Не вступайте в бой, дети, чтобы не пришло разорѐние на Новгород и не опустело место сиѐ. Разойдитесь с миром, и пусть по пять человек с каждой стороны придут ко мне в монастырь для переговоров.
Враждующая толпа разошлась. Благодаря посрѐдничеству епѝскопа, противники смогли договориться, и Новгород был спасён от междуусо̀бной войны.
…Святѝтель Моисѐй родѝлся в богатой и благочестѝвой семье. В юности он тайно от родителей ушел в монасты̀рь, располо̀женный под Твѐрью. Обеспоко̀енные родственники долго искали юношу, а когда нашли, попросили поселиться поближе к ним. Вняв мольба̀м родны̀х, ѝнок перешёл жить в новгоро̀дский Ко̀лмов монастырь, и по прошествии времени стал его главой. Когда же скончался Новгородский архиепѝскоп, Моисей был поставлен на его место.
В трудные для Новгорода времена занял святѝтель свою ка̀федру. Русь разоря̀ли монгольские по̀лчища, и его епа̀рхия тоже постоянно находилась под угрозой. Толпы нищих, бѐженцев, разбойников стекались сюда из соседних земѐль. Страшные пожары несколько раз опустошали город. Монашеская же душа Моисея искала тишины. К тому же, он сильно болел, и, после пяти лет епѝскопского служѐния, он ушел на покой в любимый Ко̀лмов, желая оставить все дела и служить одному только Богу. Ища более полного уединения, спустя пять лет он переселился на противоположный, пустынный берег реки Во̀лхов. Но и туда к святителю начали стека̀ться люди, ища совета и утешения. Так возник Деревянѝцкий монастырь.
Двадцать лет Моисей провел в молитве и уединении, но когда скончался архиепископ Новгородский Василий, снова пожалел осиротевших новгородцев и вернулся к управлению епархией. Больше всего усилий Владыка направлял на просвещение вверенной ему па̀ствы. Его стараниями были собраны писцы̀, которые переписали множество книг, главным образом богослужѐбных. Да и сам архиепѝскоп не уставал проповедовать, бороться с ложными учениями и язы̀ческими традициями, все еще сохранившимися в народе. Например, во время ва̀рки кваса или меда, новгоро̀дцы стучали по бочкам, призывая в помощь язы̀ческих божко̀в. Узнав об этом, святѝтель Моисей собрал на площади весь город, объяснил им, что такой обычай несовместим с христианством. И все новгородцы целовали крест, обещая, что впредь так делать не станут.
Чувствуя, что здоровье его совсем подорвано, архиепископ спустя время отправился на покой. Но немедленно вернулся к пастве, узнав, что в его любимом Новгороде может пролиться большая кровь. Лишь его вмешательство смогло остановить разбушевавшихся жителей, уже готовых убивать друг друга.
Даже после телесной смерти Новгородский архиепископ продолжил заботиться о своей па̀стве – известны случаи, когда Святитель являлся буйным новгородцам, чтобы снова вразумѝть их. И теперь уже точно никакие телесные болезни и немощи не могли ему в этом помешать.
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
В 1929 году советская власть стала массово арестовывать духовенство и прихожан. Священник Сергий Мечёв был взят осенью с несколькими прихожанами своего храма. Обвинение всем предъявили стандартное — активная церковная деятельность. Осуждённых приговорили к трём годам ссылки. Отец Сергий получил направление в Кадников — небольшой городок Вологодской области. В заключении он продолжил помогать свои прихожанам. Писал им письма, призывал не падать духом, двигаться по пути покаяния. В одном из посланий батюшки Сергия Мечёва есть такие слова:
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Благодарность. Наталья Сазонова
Как-то раз в проповеди священника услышала мысль о том, что Бог всегда присутствует в нашей жизни. И каждый по-своему ощущает присутствие Бога. Кто в радости, кто в утешении, кто в покаянном чувстве, кто-в молитве.
Мне хочется поделиться своим переживанием присутствия Бога.
Начало девяностых. Я — выпускница православного медицинского училища. Нас готовят как сестёр милосердия. Это значит — мы призваны оказывать не только медицинскую помощь. Но духовно поддерживать пациентов. Говорить с ними о вере, о Боге. Если просят, помочь подготовиться к исповеди, пригласить священника.
И вот, с полным осознанием своей миссии, я переступила порог реанимационного отделения, куда устроилась на работу.
Реанимация... Там как на фронте. Там два лагеря. В одном — тяжело больные, в другом мы — медики. Нет сил ни у тех ни у других. Все на пределе. Одних истощает страдание, другие выкладываются, спасая. Всем нужно помочь. Объём работы запредельный. Бессонные ночи выматывают. Все мысли в одном направлении; всё сделать правильно, вовремя, ничего не забыть.
Так проходили мои дежурства в реанимации. А дома я переживала, что снова ни с кем из пациентов не удалось поговорить о вере, о Христе. А как же моя миссия сестры милосердия?
И вот, прихожу в очередное дежурство на работу, а в палате — новый больной. Мужчина средних лет. Он был подключён к аппарату ИВЛ. Не мог самостоятельно дышать, но находился в сознании. Мне нужно было его помыть. Любое движение вызывало у мужчины сильный кашель от трубки в трахеи. Но он стал помогать мне менять под ним бельё, поворачивать его сбоку на бок. А ведь как тяжело ему это давалось!
Я закончила все процедуры и хотела отойти. Тут он аккуратно взял меня за руку и произнес одними губами, беззвучно: «Спасибо, спасибо. Дай Бог Вам здоровья».
Представляете! Такие страдания! Ни говорить не может, ни повернуться без посторонней помощи, а нашёл в себе силы меня поблагодарить.
Знаете, в этот самый момент, я почувствовала что Бог здесь, в этой реанимационной палате.
Потекли слезы. Пришлось опускать голову пониже, чтобы больной их не заметил. Мне больше не хотелось думать о своей высокой миссии спасения кого-то. Была просто благодарность Богу за то, что показал мне истинно христианский поступок.
Нет! Это не я помогаю им. Это они, болящие, помогают мне. Помогли теперь, когда во мне стала остывать любовь. Потому что моё безразличие к чужой просьбе, нежелание помочь и поддержать вытесняют из сердца Христа.
Теперь я спешу в больницу с молитвой: «Господи, разогрей во мне желание служить ближнему!» Я спешу к своим пациентам. Посмотреть им в глаза. А я смогла бы жить с такой болью?! И в их глазах я вижу Христа!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен