- Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

* Поделиться

b51ff859b4781f27305dfd9afa6ff7bcВ 1359 году в  Великом Но̀вгороде вспыхнул мятеж. Из-за смены главы города – поса̀дника, Но̀вгород раскололся на две части – Софѝйскую и Торго̀вую, разделённые рекой. Мятежники сломали мост через Во̀лхов, убили нескольких боя̀р и готовились вступить друг с другом в непримирѝмую схватку. Плакали женщины, пряча детей, а вчерашние добрые соседи стояли друг против друга и в ярости выкрикивали страшные проклятия. Вдруг словно волна прокатилась по толпе, и смолкли крики. Люди увидели, как немощный старец, бывший архиепископ Новгорода Моисей, уже несколько лет из-за болезни живший на покое за городом, приближается к ним. Услышав о кровопролѝтии, ста̀рец пешком пришел в растрево̀женный город. С крестом в руках он встал на остатки во̀лховского моста и обратился к своим обезумевшим ча̀дам:

СВЯТИТЕЛЬ МОИСЕЙ: 

- Чего вы хотите, дети?

ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ: 

- Чтобы город наш процветал, хотим изгнать из Новгорода поса̀дника-во̀ра!

ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ С ДРУГОГО БЕРЕГА: 

- А мы костьмѝ ляжем, но не допустим того! Сами вы воры!

СВЯТИТЕЛЬ МОИСЕЙ:

- Послушайте меня, дети. Кровью ли омо̀ете благополучие Новгорода? Слезами ли вдов и сирот утвердите его? На костях ли братьев ваших построите счастье?! Не гневите Бога вашего, не радуйте диа̀вола!

ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ:

- Что же нам делать, отец?!

СВЯТИТЕЛЬ МОИСЕЙ:

- Не вступайте в бой, дети, чтобы не пришло разорѐние на Новгород и не опустело место сиѐ. Разойдитесь с миром, и пусть по пять человек с каждой стороны придут ко мне в монастырь для переговоров.

Враждующая толпа разошлась. Благодаря посрѐдничеству епѝскопа, противники смогли договориться, и Новгород был спасён от междуусо̀бной войны.

…Святѝтель Моисѐй родѝлся в богатой и благочестѝвой семье. В юности он тайно от родителей ушел в монасты̀рь, располо̀женный под Твѐрью. Обеспоко̀енные родственники долго искали юношу, а когда нашли, попросили поселиться поближе к ним. Вняв мольба̀м родны̀х, ѝнок перешёл жить в новгоро̀дский Ко̀лмов монастырь, и по прошествии времени стал его главой. Когда же скончался Новгородский архиепѝскоп, Моисей был поставлен на его место.

В трудные для Новгорода времена занял святѝтель свою ка̀федру. Русь разоря̀ли монгольские по̀лчища,  и его епа̀рхия тоже постоянно находилась под угрозой. Толпы нищих, бѐженцев, разбойников стекались сюда из соседних земѐль. Страшные пожары несколько раз опустошали город. Монашеская же душа Моисея искала тишины. К тому же, он сильно болел, и, после пяти лет епѝскопского служѐния, он ушел на покой в любимый Ко̀лмов, желая оставить все дела и служить одному только Богу. Ища более полного уединения, спустя пять лет он переселился на противо­положный, пустынный берег реки Во̀лхов. Но и туда к святителю начали стека̀ться люди, ища совета и утешения. Так возник Деревянѝцкий монастырь.

Двадцать лет Моисей провел в молитве и уединении, но когда скончался архиепископ Новгородский Василий, снова пожалел осиротевших новгородцев и вернулся к управлению епархией. Больше всего усилий Владыка направлял на просвещение вверенной ему па̀ствы. Его стараниями были собраны писцы̀, которые переписали множество книг, главным образом богослужѐбных. Да и сам архиепѝскоп не уставал проповедовать, бороться с ложными учениями и язы̀ческими традициями, все еще сохранившимися в народе. Например, во время ва̀рки кваса или меда, новгоро̀дцы стучали по бочкам, призывая в помощь язы̀ческих божко̀в. Узнав об этом, святѝтель Моисей собрал на площади весь город, объяснил им, что такой обычай несовместим с христианством. И все новгородцы целовали крест, обещая, что впредь так делать не станут.

Чувствуя, что здоровье его совсем подорвано, архиепископ спустя время отправился на покой. Но немедленно вернулся к пастве, узнав, что в его любимом Новгороде может пролиться большая кровь. Лишь его вмешательство смогло остановить разбушевавшихся жителей, уже готовых убивать друг друга.

Даже после телесной смерти Новгородский архиепископ продолжил заботиться о своей па̀стве – известны случаи, когда Святитель являлся буйным новгородцам, чтобы снова вразумѝть их. И теперь уже точно никакие телесные болезни и немощи не могли ему в этом помешать.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем