Преподобный Нифонт, епископ Кипрский, жил в начале четвертого века. Более точная дата его жизни неизвестна, однако многие жития свидетельствуют, что сомоли́твенником Нифонта был Афана́сий Великий. Этот прославленный муж не раз встречался и беседовал с Нифонтом, он присутствовал и при его праведной кончине. Но в юности Нифонт водил совсем иную компанию, которая едва не погубила его.
Нифонт родился и вырос в семье богатых и благочестивых родителей. Он получил прекрасное домашнее образование. Для продолжения обучения родители отправили о́трока в Константино́поль. Здесь неопытный юноша попал под дурное влияние. Вместе с новыми друзьями Нифонт стал вести жизнь пра́здную и ленивую, в которой уже не было места молитве и уединению, как раньше. Он объедался и опива́лся на пирах, осквернял тело и душу плотски́ми грехами. Уговоры родных не действовали на очерствевшее сердце. Юноша промотался до того, что стал красть.
Однажды утром гуляка возвращался домой. Неожиданно на улице он встретил Никоди́ма, христианина, с которым они раньше встречались в церкви. Никодим застыл на месте, пораженный.
НИФОНТ:
- Что случилось с тобой? Почему ты так на меня смотришь?
НИКОДИМ:
- Мне показалось что-то. Не хочу тебя огорчать.
НИФОНТ:
- Но ты так побледнел! В чем дело?!
НИКОДИМ:
- Прости, брат, но я никогда не видел тебя таким. Ты лицом черен, словно бес.
Нифонт испугался, и, закрыв лицо руками, бросился прочь. Вспомнились тут ему горькие слезы матери, вспомнились увещева́ния отца. Вспомнились чистые детские годы, икона Христа над кроваткой. «Если даже лицом я черен, то какова душа моя!» - восклицал блудный сын.
Всю ночь Нифонт умолял Господа простить его. В большом смятении наутро он отправился в церковь, и там, плача перед иконой Божией Матери, сумел обрести мир в душе и несомненную уверенность в том, что Господь не отвергает его.
Но воспоминания о прошлой жизни не давали Нифонту покоя. Он молился до изнеможения. Однажды, воздев руки, монах закричал: «Не отступлю от Тебя, Господи, пока Ты не услышишь меня и не дашь прощения моим согрешениям!»
Тогда поднялся сильный шум, и Нифонт увидел две светлые руки, протянутые к нему, и услышал голос: «Много Я печалился и тужил о тебе, ожидая, когда ты обратишься ко Мне. Теперь Я радуюсь, теперь веселюсь, видя, что ты обратился ко Мне всем сердцем!»
В это время жители Кипра попросили патриарха Александри́йского назначить им епископа. Во сне патриарху открылось, как будет выглядеть человек, достойный этого сана и где его найти. Рано утром патриарх встал у входа в храм, и сразу узнал будущего епископа, которого увидел во сне. Это был Нифонт. Поначалу тот отказывался от святительской кафедры, почитая себя недостойным. Но патриарх, видя его глубокое смирение и покаяние, ответил: «О, если бы я так был недостоин!»
До смерти Нифонт пребыва́л неотлу́чно со своей паствой, заботясь о том, чтобы никто из духовных чад не впадал в те страшные грехи, жертвой которых он стал не́когда. Видя горячую веру, а также праведную, скромную жизнь своего епископа, жители Кипра полюбили его. После смерти святителя они собрали множество историй о его жизни и чудесах.
Но главное чудо Нифонта - в том, что он с Божией помощью смог пройти нелегкий путь от падения до святости. Преображе́ние, которое произошло с его душой, дарит надежду всем, кто отчаивается изменить себя.
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе