Александрия бурлила. Город растревожила весть о том, что на кладбище, в гробнице, рядом с недавно похороненными родителями, поселились две молодые девушки. Горожане и раньше замечали за ними некоторые странности, особенно после того, как Синклития и ее младшая слепая сестра остались сиротами. После смерти родителей они стали постепенно распродавать свое имущество, а деньги раздавать нищим. Остаться без дома в теплом египетском климате было не так уж и страшно. Но вот остаться без средств к существованию человеку было страшно всегда и везде. Но Синклития считала по-другому.
СИНКЛИТИЯ:
Тот, кто живет в нищете, хоть и страдает телесно, но получает большое духовное утешение.
СЕСТРА СИНКЛИТИИ:
Но все ли способны к такому подвигу?
СИНКЛИТИЯ:
Если крепкое и хорошее платье как следует тереть и стирать, оно станет белым. Но если так поступить с худой и ветхой одеждой, она изорвётся и превратится в лохмотья. Так и к нищете способны только крепкие души, которые прежде уже научились не зависеть от количества еды и сладкого сна. Тот, кто не готовит себя к нищете, но сразу раздает свои деньги, как правило, потом раскаивается, ведь деньги - это основа легкой жизни.
СЕСТРА СИНКЛИТИИ:
Это для нас нетрудно, мы ведь еще с детства привыкли к труду и посту. Но как исполнить заповедь Господа о милостыне, ничего не имея?
СИНКЛИТИЯ:
Способ тут один: ничего не иметь важнее, чем любовь к ближнему. Монахиня, все свое имущество уже раздавшая нищим, может заботиться только о молитве, а не о том, чтобы снова приобретать, а потом раздавать приобретенное. Но тот, кто ничего не имея, в душе жалеет нищего, поверь мне, уже оказывает ему милостыню.
…С детства, воспитанные благочестивой матерью, сестры мечтали о монашеских подвигах. Синклития особенно ревностно готовила себя к ним. С раннего возраста она избегала веселья и пустой болтовни, и чувствовала слабость и дурноту, если ей приходилось поесть какой-то более вкусной и сытной пищи, чем простая похлебка и хлеб. Ее старший брат ушел в монастырь, и все надежды на продолжения рода родители связывали с красавицей – средней дочерью. Но Синклития категорически отказалась от замужества. Она мечтала жить девственно и молиться Богу, чтобы наследовать Царство Небесное, которое Господь пообещал своим верным друзьям.
После смерти родителей богатая наследница не задумываясь приступила к осуществлению своей мечты. Вместе с сестрой, о которой из-за ее физического недостатка Синклития заботилась всю жизнь, они поселились в просторной родовой усыпальнице. Там сестры молились, Синклития читала Евангелие и псалмы, плела корзины на продажу, чтобы прокормить себя и сестру. Жизнь в нищете и несятяжательности дарила душе, желающей подвигов, много радости.
Синклития быстро достигла такой духовной опытности, которую многие монахини получали только в преклонные годы. Горожане привыкли к такому образу жизни двух подвижниц и стали приходить к их гробнице, чтобы получить от Синклитии совет и наставления. Поначалу она отказывалась от таких бесед. Но постепенно рядом с ней поселилось еще несколько девушек, жаждущих угодить Богу постом и молитвой. Видя, что некому их научить духовной жизни, Синклития сжалилась и согласилась ими руководить.
Несколько десятков лет они жили на кладбище рядом, дружной общиной. Каждый вечер Синклития собирала учениц для духовной беседы. Многие ее наставления были записаны, и читались в других монастырях.
Под конец жизни Синклития сильно заболела. Весь рот у нее покрылся язвами и издавал страшное зловоние. Но Синклития терпеливо переносила болезнь, благодарила за нее Бога, и не желала обращаться к врачу, хотя от боли не могла ни есть, ни спать. Только ради сестер, которых очень мучил ужасный запах, исходивший от нее, матушка согласилась, чтобы врач делал ей перевязки и накладывал елей на больное место. Три года промучилась святая, и никто ни разу не видел, чтобы она роптала или унывала. Подарив ученицам такой последний урок христианского терпения, Синклития отошла ко Господу.
А ее поучения, записанные ученицами, до сих пор не потеряли своей актуальности, потому что учат, как суметь приобрести Жизнь Вечную, и не променять её на временные блага.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.
«Помощь страдающим разного рода зависимостями». Роман Прищенко
У нас в гостях был православный психолог, директор реабилитационного центра для зависимых «Воскресение» Роман Прищенко.
Наш гость рассказал о том, как интерес к филологии и психологии помог ему найти свое призвание, каким был его путь к вере, как, столкнувшись с зависимостью, ему удалось преодолеть её и как пришел к тому, что делом жизни для него стала поддержка тех, кто также страдает от разных зависимостей.
Киккская икона Божией Матери
Одна из самых почитаемых святынь на острове Кипр — Киккская икона Божией Матери. Название святому образу дала гора Киккос — именно там находится монастырь, в котором хранится реликвия.
Согласно преданию, икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ показывает безграничную любовь Царицы Небесной к своему Божественному Сыну. Пресвятая Дева держит Богомладенца и щекой нежно касается Его головы. Иисус при этом изображён в движении, Он словно играет на руках у своей Матери. Икону также именуют «Милостивая». В этом названии отражено сострадательное отношение Царицы Небесной ко всем, кто молитвенно к Ней обращается.
Предание сообщает, что изначально апостол Лука подарил образ Богородицы «Милостивая» египетским христианам. Они хранили святыню почти тысячу лет. В 980 году в Египте начались гонения на верующих в Спасителя. Икону Божией Матери, спасая от поругания, переправили по морю в Византию. Образ несколько лет хранился в столице империи, городе Константинополе. В начале одиннадцатого века император Алексей Комнин получил во сне повеление от Богородицы перенести реликвию на остров Кипр, что и было сделано.
На личные деньги императора для иконы Божией Матери «Милостивая» на Киккской горе построили церковь. При храме был учреждён монастырь. Люди приезжали сюда со всего острова, чтобы попросить у Царицы Небесной помощи в бедах и нуждах. Киккский образ Богородицы прославился чудотворениями. Слава о нём распространилась далеко за пределы Кипра.
Списки благодатной иконы появились и в России. Наиболее почитаемый, написанный в семнадцатом веке, хранился в Московском монастыре Зачатия Богородицы. После революции 1917 года власти закрыли обитель, и верующие перенесли святыню в храм Ильи Обыденного, в котором не прекращались богослужения. А в 1999 году Зачатьевский монастырь ожил, и древний список образа Богородицы «Милостивая» вернулся на своё место.
Сегодня, как и встарь, Киккская икона Божией Матери широко почитается в России. В честь неё освящены церкви в Калужской, Кировской, Рязанской епархиях. Списки чудотворного образа есть во многих храмах и домашних киотах. А в Киккском монастыре на Кипре, где пребывает первообраз, написанный апостолом Лукой, всегда можно встретить русских паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница