Святой Савва Готфский жил в 4 веке на севере Германии. Его соплеменники – готфы – в основном были язычниками и поклонялись силам природы. Но в их селениях были и христианские храмы, где звучала проповедь о Христе. Услышав ее однажды, Савва принял крещение и стал жить при церкви, помогая священнику совершать службы.
Готфский князь, сначала благосклонно относился к новой вере. Но вскоре решил, что она угрожает его власти, и решил избавиться от христиан. Он повелел, чтобы во всех селениях люди поклонились языческим божкам – идолам, положив у их подножия жаренное мясо в качестве жертвы, а потом это мясо съели. Опасаясь за свои жизни, односельчане Саввы решили схитрить.
ОДНОСЕЛЬЧАНЕ:
- Не печалься, Савва! Мы придумали, как помочь нашей беде! Мясо, посвященное Идолам, мы тайком выкинем, а съедим другое.
САВВА:
- Не обольщайтесь, братья, думая, что хитростью можно угодить Богу. Ему неугоден обман. Я не стану так поступать.
ОДНОСЕЛЬЧАНЕ:
- Но ты и на нас наведёшь беду!
САВВА:
- Где Бог, там и радость, и удача. Не бойтесь ничего!
ОДНОСЕЛЬЧАНЕ:
- Не хочешь есть мясо – не ешь. Но мы пойдем к князю и поклянёмся, что в нашем селении нет христиан. Тебе необязательно идти с нами.
САВВА:
- Я пойду следом за вами, и исповедую свою веру.
Тогда односельчане, опасаясь княжеского гнева, прогнали Савву вон. Но вскоре были вынуждены искать его и просить вернуться обратно – все дети в селе стали болеть, скот чахнуть, а на посевы напала тля. Савва вернулся, дети выздоровели, скот и посевы пришли в порядок. Святой вместе с покаявшимися земляками готовился встретить праздник Пасхи, но случилась беда.
Под Пасху в селение ворвалось княжеское войско. Священника местного храма вместе с Саввой схватили и повели к князю на суд. Савве даже не дали одеться, и он шел обнаженным. Всю дорогу мучители хлестали его терновыми ветками с длинными шипами, но Савва как ни в чем не бывало славил Бога. Когда они достигли города, воины с удивлением обнаружили, что на теле христианина не осталось следов от ударов.
Князь велел дать Савве идоложертвенного мяса, и если он согласится его съесть, отпустить домой.
ВОИН:
- Вот, мой господин прислал тебе мясо и велел съесть.
САВВА:
- Есть только один Господин, который на небесах. Ты честный воин, и знаешь, что такое верная служба. Вот и я служу Господу и не предам Его, поэтому, никогда не стану есть пищу, посвященную ложным божкам.
В ярости воин ударил Савву копьём в грудь. Все думали, что он убил мученика, но тот остался жив. Тогда князь приказал утопить Савву. Слуги, которые вели его на реку, были добрыми людьми, и предложили мУченику бежать. Но он отказался.
САВВА:
- Исполняйте приказанное вам! Я вижу Ангелов, пришедших со славою взять мою душу. Неужели же я сам себя лишу такого блаженства?
На шею Савве привязали тяжелый груз и бросили христианина в воду. Мученик погиб, так и не поступившись своими убеждениями. Такое мужество святого Саввы и его незыблемая уверенность в том, что Бог – это Христос, многих готфов обратило в веру Христову.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди