Часто бывает так, что, прежде безразличный к чужому горю, человек вдруг резко меняется, когда беда постучится в его собственную дверь. Московский купец Герасим Иванович Хлудов, наследник крупного текстильного бизнеса и потомок знаменитой купеческой династии, имел славу скупого и чёрствого человека, интересующегося лишь собственной выгодой и готового извлекать её любыми средствами. Работники заводов Герасима Хлудова не могли похвастаться хорошими условиями труда и заботой хозяина.
Так было вплоть до рокового события в жизни Герасима Ивановича: в возрасте двадцати одного года внезапно умер его единственный, горячо любимый сын Павел. У Хлудова было четыре дочери, однако он мечтал о наследнике, и буквально души не чаял в долгожданном сыне. Трагедия перевернула мировоззрение Герасима Хлудова и превратила прижимистого купца в щедрого благотворителя и филантропа.
После похорон сына, Герасим Иванович приобрел участок в полтора гектара на берегу реки Яузы, в СыромЯтниках. Здесь он решил основать Дом призрения для бедных. Точнее, не просто дом, а целый благотворительный городок. На эти цели он выделил пятьсот тысяч рублей. Однако здоровье его после смерти сына сильно пошатнулось. Опасаясь не завершить начатое дело, Герасим Хлудов составил особое завещание, где давались чёткие указания по поводу его благотворительного проекта. Дому призрения он завещал, помимо уже вложенных им в дело полумиллиона, еще двести тысяч рублей, а также открыл специальный вклад, проценты с которого должны были обеспечивать текущие расходы.
Через год Герасима Хлудова не стало. Всё, завещанное им, было в точности выполнено: в Сыромятниках открылся Дом призрения для бедных с богадельней на восемьдесят мест, сотней бесплатных квартир для вдов с сиротами, и большим домОвым храмом.
Дочери Герасима Ивановича продолжили дело, начатое их отцом. Александра Герасимовна пожертвовала сто тысяч, на которые в городке были возведены ещё несколько бесплатных жилых домов. Клавдия Герасимовна выделила такую же сумму на открытие бесплатного народного училища для проживающих в городке сирот. Прасковья Герасимовна выделила средства на постройку бесплатной больницы - «Отделения для слабых и одержимых недугами престарелых лиц женского пола, нуждающихся в медицинской помощи». На её же пожертвования было открыто бесплатное женское ремесленное училище и ещё один жилой дом для бедных, проведено электричество на территорию Городка.
Таким образом, в тысяча девятьсот тринадцатом году в благотворительном городке на Яузе проживало пятьсот семьдесят вдов с детьми. Более сотни стариков находились в богадельне. В ремесленном училище обучались шестьдесят девочек, а в начальной школе – девяносто пять мальчиков. И образование, и проживание вместе с питанием для жителей Дома призрения были бесплатными.
Грянувшая через несколько лет октябрьская революция провозгласила громкие лозунги о всеобщем благоденствии. При этом хлудовский Городок на Яузе был национализирован под нужды нового государства, а населявшим его вдовам, сиротам и старикам взамен предложили «светлое будущее» - правда, уже без крова и пропитания.
Но память о Герасиме Ивановиче Хлудове, несмотря на все усилия, советской власти, стереть не удалось. Его и сегодня помнят, как человека, кардинально изменившего свою жизнь, благодаря чему изменились к лучшему и жизни сотен людей вокруг.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди