Часто бывает так, что, прежде безразличный к чужому горю, человек вдруг резко меняется, когда беда постучится в его собственную дверь. Московский купец Герасим Иванович Хлудов, наследник крупного текстильного бизнеса и потомок знаменитой купеческой династии, имел славу скупого и чёрствого человека, интересующегося лишь собственной выгодой и готового извлекать её любыми средствами. Работники заводов Герасима Хлудова не могли похвастаться хорошими условиями труда и заботой хозяина.
Так было вплоть до рокового события в жизни Герасима Ивановича: в возрасте двадцати одного года внезапно умер его единственный, горячо любимый сын Павел. У Хлудова было четыре дочери, однако он мечтал о наследнике, и буквально души не чаял в долгожданном сыне. Трагедия перевернула мировоззрение Герасима Хлудова и превратила прижимистого купца в щедрого благотворителя и филантропа.
После похорон сына, Герасим Иванович приобрел участок в полтора гектара на берегу реки Яузы, в СыромЯтниках. Здесь он решил основать Дом призрения для бедных. Точнее, не просто дом, а целый благотворительный городок. На эти цели он выделил пятьсот тысяч рублей. Однако здоровье его после смерти сына сильно пошатнулось. Опасаясь не завершить начатое дело, Герасим Хлудов составил особое завещание, где давались чёткие указания по поводу его благотворительного проекта. Дому призрения он завещал, помимо уже вложенных им в дело полумиллиона, еще двести тысяч рублей, а также открыл специальный вклад, проценты с которого должны были обеспечивать текущие расходы.
Через год Герасима Хлудова не стало. Всё, завещанное им, было в точности выполнено: в Сыромятниках открылся Дом призрения для бедных с богадельней на восемьдесят мест, сотней бесплатных квартир для вдов с сиротами, и большим домОвым храмом.
Дочери Герасима Ивановича продолжили дело, начатое их отцом. Александра Герасимовна пожертвовала сто тысяч, на которые в городке были возведены ещё несколько бесплатных жилых домов. Клавдия Герасимовна выделила такую же сумму на открытие бесплатного народного училища для проживающих в городке сирот. Прасковья Герасимовна выделила средства на постройку бесплатной больницы - «Отделения для слабых и одержимых недугами престарелых лиц женского пола, нуждающихся в медицинской помощи». На её же пожертвования было открыто бесплатное женское ремесленное училище и ещё один жилой дом для бедных, проведено электричество на территорию Городка.
Таким образом, в тысяча девятьсот тринадцатом году в благотворительном городке на Яузе проживало пятьсот семьдесят вдов с детьми. Более сотни стариков находились в богадельне. В ремесленном училище обучались шестьдесят девочек, а в начальной школе – девяносто пять мальчиков. И образование, и проживание вместе с питанием для жителей Дома призрения были бесплатными.
Грянувшая через несколько лет октябрьская революция провозгласила громкие лозунги о всеобщем благоденствии. При этом хлудовский Городок на Яузе был национализирован под нужды нового государства, а населявшим его вдовам, сиротам и старикам взамен предложили «светлое будущее» - правда, уже без крова и пропитания.
Но память о Герасиме Ивановиче Хлудове, несмотря на все усилия, советской власти, стереть не удалось. Его и сегодня помнят, как человека, кардинально изменившего свою жизнь, благодаря чему изменились к лучшему и жизни сотен людей вокруг.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 270 зач., IV, 13-17.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Насколько полно человек должен быть информирован обо всём, что происходит с его телом? Например, Гиппократ считал, что врач может обманывать пациента, если понимает, что так для него будет лучше. А что по этому поводу думают христиане? Отчасти на этот вопрос помогает ответить отрывок из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
Сообщать ли больному о его состоянии, если оно неминуемо ухудшается. Вопрос многим покажется спорным. С одной стороны, ориентируясь на западные нормы, некоторые специалисты считают, что о плохих перспективах и возможной близкой смерти человеку не просто можно, но и нужно сообщать. В рамках прагматичного и делового подхода к жизни причины подобной практики довольно просты: человек должен успеть навести порядок в своей финансовой жизни, раздать долги, расплатиться с кредитами и т.д. Христианство подходит к этому вопросу с другой стороны. Хотя мы за честные и ответственные отношения человека с другими людьми, для нас представляются не менее важными честные и ответственные отношения человека с самим собой. И начинаются они с того, что он призван трезво и рассудительно посмотреть на свою жизнь. Конечно, без того, чтобы видеть всё в черном цвете, но и без бегства от правды в самообман. На практике это значит, что с религиозной точки зрения человеку полезнее знать правду, потому что реальность может побудить его к покаянию и примирению с близкими людьми. Иногда люди смущаются от такого подхода, считая, что больному и так трудно и печальная новость может усугубить его страдания, однако как ни скрывай — люди смертны. И выбирая между временной печалью и вечной радостью христианин, конечно, призван склонится ко второму. Тем более, что весть о смертности нашего тела — это не единственная правда, которую христиане сообщают человеку. Гораздо важнее для них та надежда, о которой пишет апостол Павел в послании, которое сегодня звучит в храмах, — надежда на воскресение мёртвых. Именно она позволяет христианам не скорбеть о смерти так, как скорбят прочие люди. Конечно, мы не радуемся смерти, ведь и Христос, когда пришёл на гроб своего друга Лазаря, прослезился. Но мы знаем, что смерть — это не конец. Причём не только в смысле бессмертия души, но в смысле физического воскресения тела.
Объясняя суть этой веры, апостол Павел подчёркивает, что она укоренена в вере в воскресение Христа. Восстав из гроба, Он не был подобен призраку, Его руки, ноги и раны можно было потрогать. Он даже мог есть, что подтверждало абсолютную реальность воскресения. Эта реальность стала для учеников основанием веры не только в Его личное воскресение, но и в воскресение любого человека, когда-либо родившегося и жившего на земле.
И сегодня, в день сугубого поминовения усопших мы, как ученики Христовы, призваны не только сами верить в грядущее воскресение мёртвых, но и свидетельствовать о своей вере перед лицом мира, который погряз в суете жизни и панически боится смерти. В нашем лице, как в лице воскресшего Христа, мир должен обрести надежду.
Православная семинария в Найроби — основа просвещения Африки
Многие просто не подозревают, что Православие распространено не только в России или, например, в Греции, православными являются жители совсем экзотичных для нас уголков мира. Взять хотя бы Африку. Наряду с традиционными языческим верованиями в этом регионе одной из наиболее популярных религий является именно Православие.
Среди стран Африки, где Православие занимает лидирующие позиции, особым образом выделяется Кения. А все потому, что в Кении имеется собственная семинария, которая готовит православных священников для всего востока Африканского континента.
Своим появлением православная семинария в Найроби, столице Кении, обязана первому президенту и архиепископу независимого Кипра — Макариосу Третьему. Архиепископ Макариос не только занимался христианским просвещением своей страны, но и активно путешествовал по миру, проповедуя Евангелие.
Архиепископ Макариос впервые посетил Найроби в 1957 году. На тот момент в Кении уже были православные христиане и даже был построен довольно большой храм. В этом храме Макариос совершил богослужение, которое очень сильно вдохновило его. Впоследствии архиепископ неоднократно посещал Кению. А весной 1971 года даже организовал массовые крещения в Найроби и Ниери.
Тогда архиепископ Макариос понял, что Кении просто необходима собственная семинария, которая готовила бы пастырей для местного населения и для всех православных христиан востока Африки. Эта идея была поддержана тогдашним правительством Кении и Патриархом Александрийским Николаем, в церковном управлении которого находилась Кения.
И вот 22 марта 1971 года произошло радостное и удивительное событие — архиепископ Макариос торжественно заложил первый камень в фундамент православной семинарии в Найроби. Семинария должна была строиться на деньги Кипра, который архиепископ Макариос возглавлял. Вторжение турок на остров Кипр в 1974 году чуть было не помешало организации семинарии. Но, несмотря на все трудности, она была построена и открыта в 1981 году.
В Найроби тут же стали приезжать православные студенты со всех стран Африки. Сегодня здесь обучается около пятидесяти студентов из Кении, Уганды, Танзании, Мадагаскара, Зимбабве и Камеруна. Многие выпускники семинарии получили возможность продолжить образование за рубежом — в Греции и Америке. Но самое важное — сегодня семинария по-прежнему исполняет свою главную задачу — готовит священников для православных храмов Африки.
Все выпуски программы Вселенная православия
Православная румынская свадьба
Каждая православная страна славится своими свадебными традициями и обрядами. Румыния здесь не исключение. Румынская свадьба —событие особенное. Несмотря на то, что Румыния давно уже входит в Европейский союз и вполне прониклась, так сказать западноевропейским духом, народные традиции, особенно свадебные, в Румынии исчезать не собираются.
Свадьба в Румынии — это по-прежнему событие, на которое собирается столько людей, сколько в состоянии вместить то место, где свадьба проводится. По-прежнему на румынской свадьбе водятся обрядовые хороводы, на народных инструментах весело играют музыканты. Часто случается и такое, что молодожены, их родителии гости надевают на свадебное торжество яркие и пестрые народные костюмы.
Неотъемлемой частью румынской свадьбы является сватовство. Сегодня оно, конечно, носит символический характер. Современные молодые румыны и румынки сами договариваются о бракосочетании. Но после того, как они своим родителям о своем желании сообщают, сторона жениха засылает в дом невесты сватов, которые просят для жениха руки девушки. Услышав подобную просьбу, родители невесты по традиции отвечают отказом. Спустя некоторое время сваты снова оказываются в доме девушки и снова просят ее руки для жениха, и снова родители дают отрицательный ответ. Как правило, слова согласия родители дают только на третий раз. Тогда же они обсуждают со сватами, каким будет выкуп, и на какое число назначить свадьбу.
А свадьбу в Румынии принято назначать... на понедельник. Румыны считают, что понедельник — самый хороший день для начала жизни молодой семьи. Рано с утра жених с родителями, со сватами, друзьями отправляются в дом невесты, где уже вовсю кипит предсвадебная атмосфера. Сама церемония проходит в храме, где совершается таинство венчания. Венчание в Румынии напоминает наше, российское. Пожалуй, отличается только форма венцов. У нас они обычно напоминают собой короны. А вот Румынии в качестве венцов могут использоваться просто обручи или венки из цветов. По окончании венчания жених и невеста вместе с родителями и гостями отправляются на свадебное торжество.
Традиционная румынская свадьба начинается со встречи гостей. В качестве угощений им подается вино, и колак. Колаком называется особый хлеб с солью, кусочек от которого должен съесть перед входом на свадьбу каждый из гостей. После того, как каждый приглашенный отведает колака, наступает время для следующего обряда. Когда гости рассядутся за столы, молодожены встают и делают земной поклон перед своими родителями, тем самым выражая им свою благодарность и признательность. После этого жених и невеста просят прощения у всех собравшихся от лица своих родителей, за те ошибки, которые они, возможно, совершили. И только после того, как были произнесены важные слова, свадьба начинает гулять.
Традиционное меню на румынской свадьбе в основном представлено такими блюдами, как пироги с капустой («сармале»), кислый суп из гусиных или утиных потрохов, соленые огурцы, маринады.И, конечно же, какая румынская свадьба может обойтись без вина?
Все выпуски программы Вселенная православия